На улице у музея гостей встречает скульптура художника Михаила Васильевича Нестерова. Русский и советский художник-живописец М.В. Нестеров родился 31 мая 1862 г. в Уфе в купеческой семье. До 12 лет он жил в Уфе, учился в гимназии.
Сам музей состоит из двух зданий исторического (русская усадьба нач. ХХ в.) и современного. До революции усадьба принадлежала купцу-лесопромышленнику М.А. Лаптеву (1845-1919), особняк построен в 1913 г. в стиле «модерн» по проекту известного самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств А.А. Щербачёва (1858-1912). В историческом здании размещена экспозиция классического искусства.
Новое здание построено в 2014 г.
В музее сначала пошла на экскурсию, а потом еще не спеша прошла все залы, чтобы полюбоваться понравившимися мне работами.
Начало собрания и основание музея связаны с даром М.В. Нестерова 1913 г. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», художник подарил родному городу коллекцию русской живописи и графики 2 пол. ХIХ - нач. ХХ в.:102 произведения, среди которых - полотна и графические листы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха и других выдающихся мастеров.
Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники Московской и Новгородской иконописных школ конца ХV-ХVII вв.
Коллекция русской живописи ХVIII в. представлена парадными портретами в основном неизвестных художников круга Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и И.-Б. Лампи, коллекция русского искусства первой половины - середины ХIХ века - пейзажами П.В.Басина, С.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского, портретами О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, рисунками К.П. Брюллова, акварелями А.О. Орловского, произведениями скульптуры и фарфора.
Коллекция русского искусства конца ХIХ - начала ХХ в. включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: живопись и графика А.Н. Бенуа, е известные школы гравюры в Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Франции, произведения скульптуры ХVIII-ХIХ веков датских, итальянских и французских художников и фарфор (саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский).
Отдельно в музее размещена экспозиция, посвященная творчеству М. Нестерова.
Здесь стоит обратить внимание на его картину «Видение отроку Варфоломею», а точнее незаконченный вариант картины. Этюды к прекрасному, очень тонкому и лиричному пейзажу Михаил Васильевич делал в окрестностях Хотькова монастыря, неподалеку от которого временно поселился. Также Нестеров часто бывал в Абрамцево, где находилась усадьба, ставшая в конце XIX в. местом встреч великих русских художников. Там он тоже находил красивейшие виды, которыми дополнял пейзажные этюды для своего полотна.
Но саму работу он выполнял в Уфе и в в процессе работы повредил холст (болел, когда работал, упав на картину), пришлось заказывать из Москвы новый. Прибывшее полотно оказалось гораздо лучше по качеству, нежели предыдущее, работать на нем было приятнее, и Нестеров с новыми силами принялся вновь за картину. Работал Михаил Васильевич над «Видением отроку Варфоломею» с необыкновенным по силе творческим порывом. Как он сам писал в книге воспоминаний: «В те дни я жил исключительно картиной, в ней были все мои помыслы, я как бы перевоплотился в ее героев. В те часы, когда я не писал ее, я не существовал и, кончая писать к сумеркам, не знал, что с собой делать до сна, до завтрашнего утра».В дальнейшем картина была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым.
Росписи Владимирского собора в Киеве
Росписи Владимирского собора в Киеве
В основе коллекции русского искусства второй половины ХIХ в. - дар М.В. Нестерова и поступления 1920-х - 1930-х гг.: произведения Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Г.М. Хруслова, А.К.Саврасова, И.П. Стефановского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо, С.В. Иванова, С.А. Виноградова, П.П. Похитонова, И.С. Остроухова, Н.А. Касаткина и других.
Коллекция русского искусства конца ХIХ - начала ХХ века включает работы художников художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: живопись и графика А.Н. Бенуа,
А.Н. Бенуа. Сентиментальная прогулка
Л.О. Пастернака, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря, В.А. Серова, К.А Коровина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.И. Фешина, П.П. Кончаловского, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, П.В. Кузнецова и других, а также живопись Д.Д. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Представлены в собрании музея коллекции живописи основоположника изобразительного искусства республики Башкортостан А.Э. Тюлькина,
А.Э. Тюлькин. Цветущие окна
А.Э. Тюлькин. Уральские россыпи
«отца российского футуризма» Д.Д. Бурлюка, современных художников.
Д.Д. Бурлюк. Расцветшая сирень