Открытием прошлого года в классической литературе стал Оноре де Бальзак. Взяла небольшую книгу в дорогу и не смогла оторваться.
Первое произведение - роман «Шагреневая кожа». В самом начале описание «лавки древностей» просто захватывает дух и, конечно, глубокие размышления героев и происходящих событий.
Кто-то любит диалоги и разговоры, а мне ближе описательная часть произведений. Именно этим привлек к себе Бальзак.
В своих произведениях автор показывает великолепное знание внутреннего мира человека и любовь к природе и архитектуре. Читая его книги, происходит полноценное погружение в мир героя и мест, где происходят события.
Такое описание мест запомнилось только у М.А. Булгакова в «Белой гвардии», ты как будто сам ходишь с героями по улицам Киева, а с героями Бальзака по улицам Парижа.
Уже после прочтение «Шагреневой кожи» прочитала отзыв С. Довлатова о Бальзаке: «Перечитывайте Бальзака. Безоговорочно любимый писатель. Гений, попросту говоря».
Кадр из фильма "Шагреневая кожа", 2010 г.
Соглашусь, хотя из прочитанных потом еще четырех новелл понравилась больше всего одна «Неведомый шедевр» про мир искусства и художников.
Еще прочитала «Мнимая любовница», «Покинутая женщина», «Эликсир долголетия». Первая прекрасна описанием Парижа и точностью отношения «настоящих» европейцев к полякам. Вторая точностью происходящего в провинциях любой страны. Третья - о погоне за сиюминутным, молодостью и утехами, которые всегда оставляют бегущего за этим в дураках, а еще очень точно описана погоня за чудом и вечной молодостью.
Еще не могу не отметить такое чувство при чтении романа, что «где-то я уже такое читала». Да, читала, это роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Стала смотреть историю создания. Роман «Шагреневая кожа» вышел в 1831г., роман «Портрет Дориана Грея» публикуется в 1891г. Есть даже научные статьи по двум этим произведениям, которые действительно перекликаются между собой главной мыслью - что выберет человек, «мог все, но не совершил ничего».
Кому интересно, вот статья «Литературные параллели в романах «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда».
https://moluch.ru/archive/107/25795/ Теперь немного цитат из произведений:
***Род человеческий являлся здесь во всей пышности своей нищеты, во всей славе своей гигантской мелочности.
Кадр из фильма "Шагреневая кожа", 2010 г.
***Недурно для журналиста! Но молчи, ведь толпа вокруг нас - это наши подписчики. Журнализм, видишь ли, стал религией современного общества, и тут достигнут прогресс.
***Все стремились щегольнуть не умственными своими дарованиями, но способностью состязаться с винными бочонками, бочками, чанами. Казалось, у всех было по два голоса. Настал момент, когда господа заговорили все разом, а слуги заулыбались. Когда парадоксы, облеченные сомнительным блеском, и вырядившиеся в шутовской наряд истины стали сталкиваться друг с другом, пробивая себе дорогу сквозь крики, сквозь частные определения суда и окончательные приговоры, сквозь всякий вздор, как в сражении скрещиваются ядра, пули и картечь; этот словесный сумбур, вне всякого сомнения, заинтересовал бы философа странностью высказываемых мыслей, захватил бы политического деятеля причудливостью излагаемых систем общественного устройства. То была картина и книга одновременно. Философские теории, религии, моральные понятия, различные под разными широтами, правительства - словом, все великие достижения разума человеческого пали под косою, столь же длинною, как коса Времени, и, пожалуй, нельзя было решить, находится ли она в руках опьяневшей мудрости или же опьянения. Подхваченные своего рода бурей, эти умы, точно волны, бьющиеся об утесы, готовы были, казалось, поколебать все законы, между которыми плавают цивилизации, - и таким образом, сами того не зная, выполняли волю бога, оставившего в природе место добру и злу и хранящего в тайне смысл их непрестанной борьбы. Яростный и шутовской этот спор был настоящим шабашем рассуждении.
Кадр из фильма "Шагреневая кожа", 2010 г.
***Ибо в конце концов свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм возвращает к свободе. Миллионы существ погибли, так и не добившись торжества ни одной из этих систем. Разве это не порочный круг, в котором вечно будет вращаться нравственный мир? Когда человек думает, что он что-либо усовершенствовал, на самом деле он сделал только перестановку.
***Всякий мыслящий человек должен идти под стягом Христа. Только Христос освятил торжество духа над материей, он один открыл нам поэзию мира, служащего посредником между нами и богом.
***Чтобы судить о человеке, надо по крайней мере проникнуть в тайники его мыслей, страданий, волнений. Проявлять интерес только к внешним событиям его жизни - это все равно, что составлять хронологические таблицы, писать историю на потребу и во вкусе глупцов.
***В каждое мгновение нашей жизни мы - новые существа, неповторимые, без всякого сходства с нашим "я" в будущем и с нашим "я" в прошлом.
***Семя заключает в себе цветок со всем его ароматом и богатством красок!
***У человеческих чувств бывает пора первого цветения, порождаемого благородными порывами, постепенно ослабевающими, когда счастье становится лишь воспоминанием, а слава - ложью. Среди недолговечных волнений сердца ничто так не напоминает любовь, как юная страсть художника, вкушающего первые чудесные муки на пути славы и несчастий, - страсть, полная отваги и робости, смутной веры и неизбежных разочарований. У того, кто в годы безденежья и первых творческих замыслов не испытывал трепета при встрече с большим мастером, всегда будет недоставать одной струны в душе, какого-то мазка кисти, какого-то чувства в творчестве, какого-то неуловимого поэтического оттенка. Некоторые самодовольные хвастуны, слишком рано уверовавшие в свою будущность, кажутся людьми умными только глупцам. В этом отношении все говорило в пользу неизвестного юноши, если измерять талант по тем проявлениям первоначальной робости, по той необъяснимой застенчивости, которую люди, созданные для славы, легко утрачивают, вращаясь постоянно в области искусства, как утрачивают робость красивые женщины, упражняясь постоянно в кокетстве. Привычка к успеху заглушает сомнения, а стыдливость и есть, быть может, один из видов сомнения.