Не могла пропустить выставку «Русский Константинополь» в
музее Востока. Во-первых люблю Константинополь, во-вторых путешествуя по Балканам, знакома с судьбой русских эмигрантов начала ХХ в., в-третьих на выставке представлены платья той эпохи.
Не могу сказать, что в восторге от моды 1920-1930-х, когда все женщины вдруг подстриглись, причем многим это не шло вовсе, и нарядились в платья а-ля сорочки. «Стрижки символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой - платьями, подол которых также укоротился».
Но для меня не это главное на выставке, я хотела посмотреть «эпоху эмиграции», точнее ее начало. Сложнейший путь, в котором русские смогли остаться русскими, конечно, не все. Но до сих пор в Европе и мире знают и помнят первых эмигрантов и невольно сравнивают их со вторыми (1990-е гг.) и счет не в пользу последних, хотя они и считают себя более свободными и успешными.
Интересно было почитать воспоминания эмигрантов, как они устраивали быт и как женщины в тех условиях умудрялись создавать красоту. Произошло удивительное смешение европейских и восточных традиций в городе-перекрестке.
Перерабатывая свой культурный мир, эмигранты создали нечто совершенно новое. Они вдохнули в жизнь восточного города новую жизнь, создав собственные магазины мод, кафе и рестораны, газеты и журналы.
На выставке представлены картины русских художников, работавших в Турции в 1920-е гг., печатные издания, фотографии и документы. Воссоздано «русское кафе», «русский дом моды» и даже прибрежная зона, так как именно русские принесли в османскую столицу идею отдыха на воде и пляжную моду. Повседневные и нарядные платья тех лет - из хлопка и сатина, шифона и бархата, расшитые бисером, стеклярусом, пайетками, украшенные узорной тесьмой и мехом.
Среди экспонатов - инкрустированная мебель, ковры, вышивки, металлическая и керамическая утварь, богато декорированная одежда из разных областей Османской империи, традиционная обувь.
Инициатором проведения и автором идеи является историк моды и коллекционер Александр Васильев.
летний китель белогвардейца эпохи Гражданской войны (принадлежал барону Г.Ф. Гойнингену-Гюне)
Выставка до 23 февраля 2022г.