Дунайская военная флотилия до 1941 г.

Sep 16, 2020 17:29


Статья подготовлена в рамках проекта «Ратные Поля России».

Традиции и славные подвиги предков оживили воины и моряки в годы Великой Отечественной войны.





Обратимся к малоизвестным страницам Дунайской флотилии Черноморского флота СССР.
Но прежде, чем говорить о XX веке обратимся к истории зарождения речных флотилий Руси. Благодаря труду «Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)» И.И. Черникова (инженер-исследователь) мы можем понять, как создавалась и развивалась флотская слава России на реках.
Буквально каждая страница истории речных флотилий России чрезвычайно увлекательна, начиная с легендарного водного пути «из варяг в греки», который проходил по родным нашему сердцу Неве, Ладоге, Волхову, Ильмень-озеру, Ловати, Днепру и соединял Балтийское море с Черным, Волга. Каких только флотилий не возникало на могучих реках великого государства Российского в периоды войн и конфликтов: Донские, Днепровские флотилии, Дунайские флотилии, Озерные флотилии в Финляндии, Вислинские, Аральская, Рионская гребная флотилия, Амурские, Амударьинская, Амуро-Уссурийская казачья,  речные корабли Военного ведомства 1915-1917 гг., Рижская, Чудская озерная, Урмийская и Ванская озерные, Пинская, флотилия озера Мястра, Прутская, флотилии императорских яхт и служебных судов.
Речные системы Русской равнины (Днепра, Западной Двины, Волхова и Волги) близко сходятся в верховьях, что способствовало раннему торговому общению славянских племен, впоследствии образовавших древнерусскую народность. Наиболее выгодно расположенные поселения постепенно обрастали ремесленными посадами и превращались в города.
Первые письменные сведения о древнерусских судах по русским источникам относятся к IX в. Более ранние известия дают нам греческие источники. По свидетельству греческих писателей, славяне еще в VII в. совершали свои походы на Византию, доходя в однодеревках до Солуни и Крита.
В период IX-XI вв. Киевская Русь вела торговлю с Византией, на Дунае; Волга используется для связи с Востоком, Средней Азией.
Водные сообщения производились в древнее время на Руси на разных судах. Торговые сношения с греками и военные набеги русских на Царьград делались на кораблях и ладьях, построенных на однодеревной основе с набоями. На сухих участках водных путей - волоках, речные суда из одного речного бассейна в другой перевозились по суше на колесах.
Русский корабль IX-X вв. был не чем иным, как большой беспалубной набойной лодкой на 40- 60 человек. В 949 г. в составе греческого флота, направлявшегося на остров Крит, было 9 русских кораблей, на которых находилось 629 человек.
В русском походе на Каспий в 913-914 гг. принимало участие 500 кораблей, в каждом из которых, по утверждению проф. Н. П. Загоскина, было до 100 воинов. Норма экипажа в 60 человек со всеми необходимым вооружением, доспехами и припасами была во всяком случае обычной.
В XV в., когда русские княжества объединились в единое централизованное государство во главе с Москвой, Россия начала длительную и упорную борьбу с Польшей, Швецией и Османской империей (Турция) за возврат исконно русских земель.
Все исторические источники и исследования единодушно утверждают, что реки и вообще водные пути с незапамятных времен были излюбленными и часто единственными путями сообщения и передвижения русских. Как известно, по водным путям прошло всё русское освоение нашей огромной страны.
Великие сибирские реки Обь, Енисей и Лена с их обширными бассейнами и разветвленной сетью притоков обеспечивали водный путь непосредственно от Урала до Охотского моря протяженностью более 8 тыс. км, прерываемый всего тремя междуречными волоками. Строительство судов для военных походов,исследования и освоения новых земель, производимое княжеской или государственною властью, было развито весьма широко во все времена рассматриваемого периода.
В 1695 г. русская армия двинулась на Азов. Она предприняла два штурма крепости, но взять ее не смогла. Эта неудача убедила Петра I в том, что овладеть морской крепостью сухопутными войсками вряд ли удастся. Нужны были корабли, чтобы заблокировать Азов и со стороны моря.
Петр I приступил к созданию флота. Во втором походе на Азов, предпринятом весной 1696 г., участвовал и флот. Осажденная с суши и моря, крепость через 50 дней пала. Условия мирного договора, заключенного в июле 1700 г., позволили Русскому государству закрепиться на побережье Азовского моря и в устье Дона, развернуть строительство базы для Азовского флота у мыса Таганрог.
После азовских походов главной задачей внешней политики России стало овладение выходами в Балтийское море.
В 1735 г. началась новая война между Россией и Турцией, продолжавшаяся четыре года. Для содействия русским армиям были созданы Донская и Днепровская флотилии.
Летом 1736 г. 28-тысячная русская Донская армия под командованием П. П. Ласси и Донская флотилия во главе с П. П. Бредалем осадили Азов и 19 июня овладели им. Через год Днепровская армия под командованием Б. А. Миниха при поддержке Днепровской флотилии, возглавляемой А. Н. Сенявиным, штурмом взяла Очаков.
В 1768 г. Турция объявила войну России. Первая русская армия под командованием П. А. Румянцева вступила в Молдавию и атаковала основные силы турок. Вторая русская армия во главе с В. М. Долгоруковым. В 1770 г. русские войска полностью овладели турецкими вассальными княжествами - Молдавией и Валахией, закрепились на левом берегу Дуная. В занятых еще ранее Азове и Таганроге началось строительство боевых кораблей.
Действие русской армии на юге с самого начала войны поддерживали силы Балтийского флота, из состава которого было направлено в Средиземное море пять эскадр кораблей с целью отвлечь часть сил противника с Черноморского и Придунайского театров и оказать помощь национально-освободительному движению народов Балканского полуострова. Общее командование эскадрами в Средиземном море осуществлял граф А. Г. Орлов.
24 июня 1770 г. русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова нанесла поражение туркам в Хиосском проливе, а через два дня, 26 июня, полностью уничтожила турецкий флот в Чесменской бухте. В результате блестящей ночной атаки брандеров и артиллерийского огня отряда кораблей контр-адмирала С. К. Грейга турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое число мелких судов, свыше 10 тыс. матросов и офицеров. Потери русских составили всего 11 человек убитыми.
Чесменская победа обеспечила господство русского флота в Эгейском море и облегчила борьбу русской армии П. А. Румянцева на Дунайском, главном, театре военных действий.
Россия усиленно строила Азовскую военную флотилию, положившую начало Черноморскому флоту.
Отметим страницы Дунайской флотилии.
Еще осенью 1770 года, когда наша армия, заняв Молдавию и Валахию, подошла к берегам Дуная, посланы были гидрографические партии для описания устьев и нижнего течения рек Днепра, Днестра и важнейших протоков Дуная.
Создана флотилия в 1771 по приказу генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского для содействия российским войскам во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Формировалась за счёт захваченных турецких и постройки новых судов на верфи Измаила. С окончанием войны расформирована, в последующем создавалась на период военных действий в русско-турецкий войнах и в Крымской войне. Первоначально называлась Лиманской гребной флотилией, затем Дунайской военной флотилией (в 1877-1878 гг. именовалась Черноморским отрядом).
В 1789-1791 гг. на Дунае активно действовала речная флотилия. Это был второй раз, когда русские корабли появились на Дунае. На Дунай перевели отряд Днепровской флотилии под командованием капитана I ранга Ахматова. В 1790 году с Днепра на Дунай была отправлена гребная флотилия под командованием генерал-майора де Рибаса, он же и возглавил Дунайскую флотилию.
11 декабря 1790 г. Дунайская флотилия принимала деятельное участие во взятии Измаила. Накануне, по приказанию А. В. Суворова, из 567 орудий Дунайской флотилии начали бомбардировку крепости, которая продолжалась и всю ночь 11-го; прибрежные батареи были уничтожены, и крепость сильно повреждена; со стороны русских взлетела на воздух бригантина «Константин» со всей командой. Во время самого штурма Дунайская флотилия бомбардировала город, овладела несколькими батареями, перевезла 11 батальонов и завладела 12 лансонами и 22 мелкими судами.
В следующий, 1791 г. действия Дунайской флотилии были не менее удачны. Рибас содействовал всеми силами операциям армии: охранял берега Дуная, забирая и истребляя неприятельские суда, перевозил через реку отряды войск, наводил для них мосты, например, у Галаца. Наибольшая помощь была оказана сухопутным частям Дунайской флотилией 31 марта под Браиловым, где отряд потопил 15 неприятельских судов и способствовал взятию укрепления. Наконец, 28 июня под Мачином Дунайская флотилия обратила в бегство турецкую гребную флотилию из 30 судов, причем было потоплено и взорвано 6 судов. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мир. Операции Дунайской флотилии закончились.
Боевая молодецкая деятельность флотилии на Дунае заслужила высокую оценку со стороны высшего сухопутного командования.
В войну с Турцией 1807-1812 гг. Дунайская гребная флотилия активно содействовала сухопутным войскам при взятии крепостей Аккерман, Браилов, Измаил, Силистрия, Рущук. Дунайская флотилия в 1810 г. содействовала армии при осаде и блокаде крепостей Силистрии и Рущука. Участвуя 26 августа в кровопролитном сражении под Батиным, флотилия заставила уклониться от боя турецкие суда, два из которых были потоплены и пять взяты в плен. Последствием этого сражения была сдача Систова, Журжи, Турно и самого Рущука. 26 июня 1811 г. при истреблении Рущука суда флотилии, пройдя сквозь пылающий мост, забрали все оставшиеся там наши войска и перевезли их на другой берег. В июле проведены крупные операции по уничтожению врага близ Рущука. Командующий Молдавской армией М. И. Кутузов особенно высоко оценил ее действия при взятии Рущука и объявил морякам флотилии благодарность.
В войну 1828-1829 гг. Дунайская гребная флотилия вновь оказывает эффективную поддержку русской армии. Ее деятельность носит тот же характер помощи армии, но иногда она вступает и в чисто морские бои: так, 28 мая 1828 г. отряд флотилии из 16 лодок, пройдя под выстрелами крепости Браилов, напал в Мачинском рукаве на турецкую флотилию из 23 судов и после 3-часового боя разбил ее, взял 12 судов, 1 потопил и 1 сжег. Остальные суда отряда капитана I ранга Заводовского блокировали крепость Браилов; в то же время другой отряд из 12 судов принимал участие в переправе сухопутных войск через Дунай у Сатунова и во взятии укреплений на левом берегу Дуная. Осенью гребная флотилия контр-адмирала Патаниоти снова приняла участие в осаде, которая на этот раз закончилась падением Силистрии (20 июня), при этом было взято 15 турецких судов.
14 июня 1853 г. Николай I отдал приказ русским войскам, которыми командовал князь М. Д. Горчаков, занять Молдавию и Валахию. 4 октября Турция объявила войну России. 20 октября царское правительство объявило о состоянии войны с Турцией. В эту войну Дунайская флотилия занималась охраной судоходства в среднем и нижнем Дунае и обеспечивала действия армии князя Горчакова. Дунайская флотилия была под началом контр-адмирала Мессера, состоявшая из двух отрядов: в 11 и 16 канонерских лодок. Плавая по Дунаю, флотилия препятствовала появлению на ней мелких турецких судов, не позволяя переправиться неприятелю на левый берег реки.
Ввиду неизбежности войны с Турцией из Кронштадта и Николаева в Кишинев в конце 1876 г. отправили офицеров и морские команды (специалистов минного дела), из которых сформировали отряд гвардейского экипажа (458 человек) под командованием капитан-лейтенанта К. И. Тудера и черноморский флотский отряд (197 человек), которым командовал капитан I ранга И. Г. Рогуля. Сюда же доставили 14 паровых катеров и около 20 шлюпок, преимущественно снятых с судов. Румыния, которая в это время еще находилась в вассальной зависимости от Турции, передала в состав флотилии в начале 1877 г. паровую канонерскую шлюпку «Фульджурел» (получившую наименование «Великий князь Николай»), паровой баркас «Рандурика» («Царевна»), паровой катер «Дакишт», вооруженные пароходы «Румыния» и «Стефанчек Маре».
В феврале 1877 г. русское правительство потребовало от султана прекратить военные действия и провести реформы в пользу славянского населения Балкан. Турция, подстрекаемая Англией, отвергла это требование. 12 апреля Россия объявила ей войну.
Главным сухопутным театром военных действий были Балканы. Активно велись они и на Кавказе. Бои развернулись также в Черном море и на Дунае.
Русская Дунайская армия должна была развернуть военные действия на Балканах. Подготовка к переброске ее через Дунай началась еще до объявления войны. Однако серьезную помеху форсированию реки представляли турецкие крепости и сильная речная флотилия, насчитывавшая 20 паровых судов, 9 из которых были броненосными. Поэтому было решено соорудить береговые батареи и создать свою речную флотилию. В ее состав вошли переброшенные из Кронштадта и Николаева 15 минных катеров и 6 других паровых судов, свыше 20 гребных судов. На месте у частных лиц были куплены более 30 барж, шхун и других гребных судов. Балтийский флот послал на Дунай гвардейский экипаж численностью 490 человек, а Черноморский направил отряд в 210 человек.
После объявления войны русские моряки успешно выполнили постановку мин в устье и среднем течении Дуная, что сковало действия турецкой флотилии и сделало невозможным подход вражеских кораблей со стороны Черного моря. Основная же роль в борьбе за господство на Дунае отводилась минным катерам, экипажи которых действовали смело и решительно.
Так, в ночь на 14 мая 1877 г. катера «Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна» под общим командованием лейтенанта Ф. В. Дубасова вышли из Браилова к Мачинскому рукаву, где стояли три турецких военных судна, два из них броненосных. Объектом атаки русские моряки выбрали однобашенный монитор «Сейфи», стоявший посередине Мачинского рукава. С дистанции примерно 110м первым вышел в атаку катер «Царевич» (лейтенант Ф. В. Дубасов); чтобы вывести из строя кормовую артиллерию и механизмы монитора, удар шестовой миной был нанесен в левый борт в кормовой части.
После взрыва «Сейфи» осел кормой. Катер «Царевич», получивший пробоину, засыпанный обломками, также наполовину залило водой. Экипаж «Ксении» (лейтенант А. П. Шестаков) взорвал мину у левого борта турецкого монитора, после чего тот быстро пошел ко дну. Это навело панический ужас на турок, они ушли из рукава, который был к концу мая загражден и в верхней части, так что вся река, от Рени до Гирсова, оказалась в руках русских.
7 июня 10 катеров с шестерками на буксире под командованием капитана I ранга Новикова ставили мины у Парапона. 8 июня из Рущука появился турецкий пароход, открывший огонь; посланный в атаку катер «Шутка» (лейтенант Скрыдлов) хотя и не взорвал его, но заставил уйти. Работы по заграждению велись ночью и были окончены к 16 июня. В то же время ставились мины у Фламунды и Корабии.
Из Никополя во время постановки мин вышел турецкий монитор, но будучи атакован двумя катерами (мичман Нилов и гардемарин Аренс), вернулся обратно.
Переправа началась в ночь на 15 июня; большую помощь оказал пароход капитан-лейтенанта Тудера «Анета», который один перевез 20 тысяч войск из 30-ти, оказавшихся к вечеру 15 июня на правой стороне Дуная. Во время переправы был убит лейтенант Добровольский и несколько матросов.
16 июня на катере гвардейского экипажа переправился император Александр II; в тот же день приступили к постройке моста, заготовленного на реке Ольте и пригнанного оттуда мимо Никополя, под обстрелом неприятеля, моряками под командованием капитана I ранга Новосильского и великого князя Алексея Александровича. Последний только что прибыл на Дунай из-за границы и 20 июня был назначен начальником всех морских команд на Дунае.
В течение зимы 1876-1877 гг. к району будущих военных действий было доставлено 750 мин заграждения и 36 т взрывчатых веществ. Перед специальной группой водолазов-пловцов под командованием лейтенанта М. Ф. Никитина была поставлена задача подведения мин под турецкие суда на стоянках.
После подписания Сан-Стефанского договора служба Дунайской флотилии заключалась в установлении срочного пароходного движения по реке, подвозке провианта и очистке Дуная от мин, из которых большая часть потонула. В апреле 1878 г. снова было велено готовиться к военным действиям, но все обошлось благополучно: часть судов флотилии перешла из Дуная в Черное море, часть оставалась на реке до 1879 г., когда одни суда покинули Дунай, а другие были переданы Болгарскому правительству.
С начала первой мировой войны 1914-1918 гг. русские военные флотилии были воссозданы на Дунае и Немане. С началом Первой мировой войны русские речные силы были развернуты на Дунае. Так, в августе 1914 г. старший лейтенант Волковицкий, по приказу начальника Морского Генерального штаба сформировал отряд для постановки минных заграждений на реках Саве и Дунае, чтобы обеспечить переправы сербской армии. Несмотря на свою малочисленность (44 человека) и крайне скромное вооружение, отряд свою задачу выполнил и добился выдающихся успехов. На минном заграждении 10 октября 1914 г. погиб монитор Австро-Венгерской Дунайской флотилии «Темеш». Затем отряд выставил минное заграждение у Железных Ворот на Дунае и заблокировал мощную речную флотилию противника.
В августе 1914 г. для доставки вооружения, боеприпасов и снаряжения сербской армии была сформирована Экспедиция Особого назначения. Пароходами и баржами Русско-Дунайского общества, часть из которых была вооружена артиллерией и пулеметами, эта задача была успешно выполнена. Причем полугодовой опыт перевозок по Дунаю показал, что провозоспособность судов Экспедиции гораздо больше приемной способности порта в Прахово, а также вывозной способности железнодорожной ветки из Прахово внутрь Сербии. В дальнейшем суда Экспедиции занимались перевозкой русских воинских частей из Рени в Галац и эвакуацией раненых.
Кроме того, в самом начале войны был сформирован отдельный отряд обороны Дунайских гирл, в состав которого вошли различные речные минно-артиллерийские отряды флота, служба связи, а также мостовые и боновые отряды русской армии. К августу 1916 г. на Дунае концентрируются мощные речные силы русских, отряды канонерских лодок, плавбатарей и боевых катеров. Румыния к этому времени уже являлась союзницей России, и корабли ее Дунайской речной дивизии также входили в состав русских речных отрядов.
Для объединения командования речными и морскими силами на Дунае 14 апреля 1917 г. приказом начальника морского штаба Верховного Главнокомандующего за № 203 в состав Дунайской речной флотилии были включены все русские и румынские боевые и плавучие средства.

5 июля 1917 г. командование флотилией принял вице-адмирал Ненюков. К этому времени флотилия включала в себя следующие отряды:
- Отдельный Галацкий отряд (лейтенант Шмидт)
- Дунайский отряд (генерал- майор Борк)
- Отдельный отряд в Рени (капитан Каменецкий)
- Отряд на озере Кугурлуй
- Отряд гирл Дуная (контр-адмирал князь Трубецкой)
- Русский флот (капитан I ранга Гезехаус)
- Отряд Сулинского канала (лейтенант Реймерс)
- Отряд Георгиевского рукава (подпоручик Аренс)
- Румынский флот (командор Скорда)
Но в таком виде Дунайская флотилия просуществовала всего полгода, до известных трагических событий Октябрьского переворота 1917 г.
Кроме того, в состав Экспедиции Особого назначения входили следующие переходы: «Адмирал Катерининов», «Амапия», «Бессарабец», «Вилково», «Воевода Путник», «Гардап» (сербский), «Гардемарин Майер», «Генерал Радовский», «Двнилевский», «Диамантиди», «Дунай», «Евгения», «Епископ Досифей», «Жаннетта», «Лазарь Кирьяк», «Моряк», «Никола Пашич», «Николасс», «Олимпиада», «Патриот», «Русь», «Такоао» (сербский), «Тирасполь», «Тургенев», «Фратепи Мендль», «Цурлик», «Шевченко». Катера «Циклоп» и «Гидроплан».
Баржи: «Александра», «Бабушка», «Валентина», «Екатерина», «Елена», «Елизавета», «Женя», «Есения», «Любовь», «Наталья», «Саетлана», «Сестра Мира», «София»; № 10, 20, 22-31,41-46,51 (греческая), 52,54-56,90,308-310,312-314, 521, 522, 605, 606, 619, 620 (сербская), 718, 817, 901, 902, 904, 022, 045, 025/Д, 028/Д, 30/Д, 37/Д 61/Д, 67/Д. Подчалки №02-09, 011, 012, 014-021, 023-028,030, 031, 033-041,042-«Анна», 043-«Вова», 044-«Туся», 046-«Ростик», 0501 -«Сережа». Понтоны № 4, 6, 8, 51, 61-67, 69-76, 78-82.
Суммарная грузоподъемность судового состава Экспедиции позволяла перевезти одновременно 20000 человек с полным вооружением и снабжением.
Кроме вольнонаемных команд пароходов и барж Русско-Дунайского пароходства личный состав Экспедиции составляли чины Морского ведомства - 503 человека и Военного ведомства -116 человек, а также 84-я и 85-я ополченческие крепостные рабочие роты (244 и 249 человек соответственно) и 476-я пешая Херсонская дружина - 297 человек.
2 декабря 1916 г. в состав Экспедиции вошла Пинская речная флотилия, перевезенная на Дунай по железной дороге.

Используемая литература

война, российский фонд культуры, дунайская флотилия, измаил, Сербия, флот, история, россия, великая отечественная война, ратные поля

Previous post Next post
Up