Посещению этой усадьбы лучше посвятить целый день, чтобы посетить усадьбу, храм и прилегающий к ним парк.
Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине XVIII в. при Афанасии Абрамовиче Гончарове - прапрадеде Н.Н.Гончаровой-Пушкиной.
Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки, оранжерея, пруды и другие объекты.
Со стороны главного входа трехэтажное здание усадьбы не выглядит чем-то выдающимся. Только балкон придает ему определенную парадность.
Главный усадебный дом был построен в 30-х гг. XVIII в. Имя архитектора неизвестно. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х гг. он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка. К концу XVIII в. это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX в. приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых по убранству российских усадеб.
Ранее первый этаж дома был служебным, второй - парадная анфилада комнат, третий - жилые помещения. В настоящее время первый и второй этажи заняты музеем. На первом проходят временные выставки, а второй посвящен истории усадьбы и ее хозяев. На второй парадный этаж хозяева и гости поднимались по широкой дубовой лестнице.
Начало экспозиции - фотовыставка, посвященная истории бытования и реставрации памятника истории и архитектуры - усадьбы Полотняный завод. Во всем великолепии усадьбу запечатлели фотографии А.В. Средина начала ХХ в., послужившие важнейшим источником для реставраторов.
Реставрация началась в 1972 г. Работы велись сотрудниками института «Спецпроектреставрация» (г. Москва).
В июне 1999 г., к 200-летию великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, был открыт историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод».
Дальше идет анфилада комнат. Первая - просторный светлый зал, где устраивались семейные танцевальные вечера. В настоящее время это один из выставочных залов.
В феврале, когда мы посещали усадьбу, в ней проходила выставка, посвященная Наталье Николаевне Гончаровой «Чистейшей прелести чистейший образец».
Второй зал - кабинет, одна из главных комнат в доме, где решались важнейшие вопросы. На одной из стен находится портрет А.А.Гончарова (прапрадед Н.Н.Пушкиной) - кисти неизвестного живописца XVIII в. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Символично , что напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты в овальных и прямоугольных рамках, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.
В экспозиции представлена мемориальная мебель XVIII в.: массивный рабочий стол из красного дерева в стиле «жакоб», стулья и кресла, сделанные в России в стиле английского мастера Томаса Чиппендейла, раздвижной шахматный столик, стул на котором, по семейному преданию, сидела Екатерина II. В витрине - чаша кубка из кокосового ореха, украшенная медальонами с портретами Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны.
Комната при кабинете служила хозяину для отдыха. На стене - литографический портрет Сергея Николаевича Гончарова - младшего брата Н.Н.Пушкиной. В годы военной службы он дружил с А.С.Пушкиным, некоторое время жил в семье поэта, питал к Александру Сергеевичу чувство искренней привязанности и глубокого уважения. Единственный из семейства Гончаровых оставил о поэте мемуары. Экспонируется мебельный гарнитур для гостиной в стиле «русский жакоб», находившийся в московском доме С.Н.Гончарова.
Столовая была вторым по величине и убранству помещением в парадной анфиладе.
К сожалению, не сохранилось сведений о первоначальном убранстве этой комнаты. Экспозиция воссоздаёт интерьер столовой конца XVIII в.: мемориальный круглый раздвижной стол из орехового дерева со спущенными полами на петлях третьей четверти XVIII в., столовый сервиз из английского фаянса первой пол. XIX в. на стене 2 акватинты: «Охота на льва» и «Охота на тигра», появившиеся в убранстве столовой в 1840-х гг.
Гостиная занимает центральное место в парадной анфиладе комнат. В XIX в. стены гостиной были обтянуты декоративной парусиной бирюзового цвета. В настоящее время они покрашены в такой же цвет.
В прежние времена господа Гончаровы устраивали здесь музыкальные вечера. Экспозиция воссоздает интерьер гостиной кон. XVIII - нач. XIX вв. Вдоль одной из стен стоит софа, ряд мемориальных кресел и стульев конца XVIII в., два столика «бобика» наборного дерева. Здесь же - клавикорды рубежа XVIII- XIX вв. и немецкий рояль фирмы «ErnstIrmler» 60-х гг. XIX в., подаренный к 200 -летию Н.Н. Гончаровой её потомками. В обстановке гостиной присутствуют два круглых мемориальных стола с несколькими породами деревьев, один из которых сделан в 1839 г. крепостным мастером господ Гончаровых. На одном из каминов - две аптекарские кружки и ваза китайской работы с росписью эмалевыми красками по фарфору (1-я пол. XVIII в.).
В гостиной находилась портретная галерея господ Гончаровых. В настоящее время на одной из стен находятся мемориальные гравюры.
Диванная при господах Гончаровых облик комнаты отражал общеевропейское увлечение восточным искусством рубежа XVIII- XIX вв. Стены были обиты китайскими ситцами с букетиками цветов и фигурками китайцев под зонтиками, выполненных в терракотовой гамме, плафон расписан «на китайский вкус».
В хозяйственных документах 1842 г. диванную назвали китайской комнатой. В экспозиции диванной представлена китайская и японская посуда кон.XVIII- сер.XIX вв., а также японские деревянные шкафчики и китайский ларец с резным орнаментом на крышке. По преданиям, эта комната была особенно любима А.С. Пушкиным.
Мраморная спальня - комната была отделана А.А.Гончаровым к приезду в Полотняный Завод императрицы Екатерины II, состоявшему 16 декабря 1775г. В настоящее время воссоздана лишь часть комнаты: балкон, балюстрада, колонны с капителями пышными капителями, изящная лепнина с подвесками, орнамент в греческом стиле на потолке; бронзовая люстра с хрустальными подвесками XVIII века, софа, пуфы, стилизованные зеркала. Убранство комнаты отдалённо напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе в Екатерининском дворце.
Также экспонируется «Медная бабушка» - миниатюрная копия статуи Екатерины II, заказанной А.А.Гончаровым с позволения императрицы немецкому скульптору В.Мейеру. Статуя была высотой 3 метра 20 см (с постаментом - 4,20 м) и весом около 3 т. Памятник, проданный в 1846 г. в город Екатеринослав, был утрачен в годы Великой Отечественной войны, и дальнейшая судьба его неизвестна. Этой комнатой заканчивается парадная анфилада второго этажа.
Первая комната хозяйки с этой комнаты начиналась жилая часть дома. На одной из стен - портрет М. И. Кутузова (худ. Е. Е. Моисеенко с оригинала Дж. Доу - 20-е г. XIX в.). С 15 по 17 октября 1812 года в усадьбе Гончаровых располагалась Главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего.
В витрине в воспроизведённом виде представлены документы. Здесь же листки из его дневника с записями о рождении внуков - единственный сохранившийся документ о дате и месте рождения Натальи Николаевны Гончаровой.
Вторая комната хозяйки. Экспозиция посвящена важнейшей странице в жизни Полотняного Завода - посещению имения Гончаровых А.С.Пушкиным в конце мая 1830-го и в августе 1834 г. Представлены копии портретов поэта и его окружения в данный период, письма А.С.Пушкина к супруге и её родственникам (с апреля 1830 г. до конца августа 1834г.) Особого внимания заслуживает автограф (в воспроизведении), данный А.С. Пушкиным книготорговцу из Калуги И.Ф.Антипину и его приятелю Ф.И.Абакумову, приходившим пешком в мае 1830-го г. поздравить поэта с днём рождения.
Интересно отметить, что Пушкин не любил Калугу и не удостоил её своим посещением. В одном из писем к жене, гостившей в Полотняном Заводе, поэт просит: «Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться?» И здесь же - восторженный отзыв Пушкина о Полотняном Заводе: «Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином.»
Детская комната. Экспозиция зала посвящена жизни семьи Пушкиных с сентября 1834 по январь 1837г., пребыванию Н.Н.Пушкиной с детьми в Полотняном Заводе (февраль 1837г. - ноябрь 1838г.) после смерти поэта, её жизни в Петербурге, поездкам в Михайловское, второму замужеству(1844г.), судьбе её сестёр и братьев.
Над столом - портрет А. С. Пушкина - литография с оригинала О.Кипренского 1827 г., а также бюро, над которым - малоизвестный портрет Н.Н. Пушкиной в годы траура, красноречиво отражающий всю глубину и горечь её утраты.
Бежевый зал.
В одной из витрин - фрагмент экспозиции «Народная библиотека-читальня в Полотняном Заводе». Копии документов того времени отражают прогрессивные социал-демократические взгляды последнего хозяина усадьбы Д. Д.Гончарова-мл. и его супруги. Следующий фрагмент экспозиции - «Народный театр в Полотняном Заводе». В витрине - фотографии Дмитрия Дмитриевича и Веры Константиновны Гончаровых во время спектаклей, предметы театрального реквизита, программы театральных постановок.
В этом зале живут певчие кенары, как напоминание о редком и необычном «канареечном» промысле, процветавшем в Полотняном Заводе до 1917 г. Звонкие трели птиц необычайно оживляют музейную атмосферу и неизменно вызывают улыбки на лицах посетителей.