«Потомству моему прошу брать мой пример…»
А.В. Суворов
Проблематика истории и культуры, веры и традиций были центральными на всем протяжении существования человека.
Анализируя вопрос о значении этих понятий в жизни общества и страны и их будущем, приходит понимание о необходимости преемственности и единства, т.е. необходима общая историческая память.
Именно поэтому проект «Ратные поля» Федерации мототуризма России в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне обратился к историческим событиям, которые послужили фундаментом Победы 1945 года. Ни для кого сегодня уже не секрет, что конструирование «истории СССР», происходило на отрицании истории России в угоду господствовавшей марксистской идеологии. Стоит отметить, что такие трактовки истории не являются исключительной принадлежностью СССР, такие этапы происходили и происходят везде, в любой стране и у любого народа.
В СССР формирование искусственной истории столкнулось со сложностями в период Великой Отечественной войны, тогда пришло осознание, что блокирование исторического сознания, единства истории и разрушение национальной и духовной идентичности приведет к катастрофе. Возникла необходимость возвращения к истории России. Доказательством этого служит хотя бы учреждение в 1942 году ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, в 1943 году - орден Богдана Хмельницкого, а 3 марта 1944 - ордена Ушакова и Нахимова. Причем при учреждение орденов Ушакова и Нахимова встал естественный вопрос: «Какой из статусов орденов будет выше - адмирала Ушакова или адмирала Нахимова?» В те времена о П. С. Нахимове, героическом флотоводце Крымской войны, было написано гораздо больше, он был широко известен. А флотоводца Ушакова упоминали редко.
Для доклада в приемной комиссии ГКО и ее председателя А. С. Щербакова адмирал Кузнецов вооружился историческими документами: «Мы предлагаем увековечить память двух выдающихся флотоводцев. С именем Ушакова связано возрождение русского флота. На его счету много знаменательных побед и ни одного поражения. Он ввел новые тактические приемы боя и был новатором в военно-морском искусстве своего времени. Он строил корабли на Черном море, утверждал мощь русского флота. Его высокие флотоводческие качества блистательно проявились в годы русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Он одерживал тогда одну победу за другой над численно превосходящим врагом. Он был стратегом. Одно из сражений - у мыса Калиакра 31 июля 1791 года, в котором Ушаков наголову разбил турецкий флот,- вошло в историю как сражение, утвердившее Россию на южных морях и закрепившее ее политический и дипломатический престиж в мире. Ушаков был «Суворовым на море». Так нередко его называли еще при жизни. Не менее известно и имя адмирала Нахимова. Перед Синопским сражением в 1853 году он отдал приказ: «…в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». Имя защитника Севастополя, героя боя у Синопа, прекрасно знают в народе. Крымская война принесла ему мировую славу, воинская доблесть флотоводца широко отражена в литературе и искусстве».
После таких аргументов адмирала Кузнецова, проект был принят. Только решено было издать специальные листовки для бойцов и командиров с разъяснениями о том, каковы заслуги перед Отечеством адмирала Ушакова. 3 марта 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей. Ордена Ушакова и Нахимова предназначались для награждения офицеров, одноимённые медали для награждения рядового и старшинского состава советского ВМФ. С огромным уважением относились моряки к своим чисто флотским наградам, на флоте считалось, что награждение орденами и медалями Ушакова или Нахимова офицеров - знак высокого отличия, свидетельствующий об их личном мужестве и участии в боях вместе с рядовым составом. Очень важны были эти ордена и медали морским пехотинцам и артиллеристам береговой обороны, т. к. эти награждения подтверждали их причастность к военно-морскому флоту.
Это лишь один из примеров, показывающий насколько необходимо хранить и укреплять чувство единства исторической судьбы народа. Общая историческая память являет собой «причастность твоей отдельной, частной судьбы к чему-то большому, значимому, великому, причастности современных поколений к исторической судьбе своего народа, понимание ими собственной исторической и нравственной ответственности за свою землю и свой народ перед прошлыми и будущими поколениями».
Поскольку споры об истории велись во все времена, а интерпретация тех или иных исторических событий влияет на качественное развитие страны и народа, то нам сегодня необходимы методы и аргументы, которые бы опирались на героику, единство, духоподъемность. Несомненно, одним из действенных аргументов, опирающихся на историческую память и традиционные ценности народов России, становятся историко-культурные памятники и исторические музеи-заповедники. Подобный вывод особенно напрашивается, когда посещаешь западные музеи, хранящие тысячи экспонатов, вывезенные с территории древних стран и государств, лежащие на расстояние тысяч километров от стран-хранилищ.
Поскольку спрос рождает предложение, то в настоящее время находится достаточное количество людей, желающих создать новые хронологии и методы изучения истории, учебные пособия и исторические центры, и, несомненно, желающих получить за свои фантастические проекты тоже фантастические, но при этом вполне реальные деньги.
Таким образом, для практического внедрения общей исторической памяти требуется, прежде всего, чтобы история и культура были связаны с этикой, руководствовались духовными и нравственными ценностями. Отсюда следует и задача подрастающего поколения России - быть не просто хранителями памяти, а стать носителями духа русских людей, который живет там, где закалялся русский дух и формировался русский воин, сражаясь за свое Отечество. Эти места явили миру не только силу духа наших предков, но и силу их несокрушимой воли, опиравшейся на глубокую веру. Их подвиг не должен исчезнуть из благодарной памяти потомков, так, по словам Льва Гумилева: «На Куликово поле пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы… а вернулись - русские».
Всякий разумный человек, взирая на подвиги предков и обители, возведенные в память о победе, должен задать себе вопрос: а что двигало этими людьми? Свободно, без всякого принуждения, они создавали величие и внешнее, и внутреннее. Происходила созидательная работа внутреннего человека, которая выражалась подвигами, будь то на ратном поле, в семье или в обители. Подвиг вообще - это поступок не во имя себя, а во имя идеи, во имя Отечества, во имя ближних. Подвиг - это всякое деяние, которое сопровождается рисками для того, кто его совершает, вплоть до положения своей жизни. Тем не менее люди совершают подвиг.
Современному сознанию, людям XXI века, привыкшим к комфорту, благополучию и виртуальным опасностям, порой представить себе невозможно, что означал тот подвиг. Что же поможет нам понять, почувствовать и возродить это стремление к подвигу у последующих поколений? Организация на постоянной основе работы по укреплению единой исторической памяти и проведение регулярных мероприятий «живой школы» с посещением реальных исторических мест, историко-культурных музеев с археологическими артефактами и православных обителей. Для того, чтобы не на словах, не из книг и интернета, а на собственном жизненном опыте понять, как творились победы внутренние и внешние и, что для русского человека и России есть только один путь - путь с Богом. Это, возможно, самый важный вывод, который следует сделать из всей истории нашего Отечества.
Используемая литература Статья для культурно-исторического проекта «Ратные поля»
Ратные Поля России
russky.su