Монастырь стоит на вершине горы рядом с селом, где находится монастырь Водоча.
Вид на горы из монастыря
Название монастыря происходит от иконы Божьей Матери Милостивая, на греческом это слово звучит как «Елеуса» (греч. Ελεούσα - милостивая, милующая от έλεος - сострадание, сочувствие). На македонском монастырь называют «Велюса».
Здесь нам тоже монахиня рассказала историю обители, но на македонском, и мы почти ничего не поняли.
Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки», 2013 г.
Поэтому для описания истории воспользовалась данными из
«Православной энциклопедии».
Основан монастырь в 1080 г. епископом струмицким Мануилом, пришедшим сюда из Халкидона, из монастыря святого Авксентия, и относился к ставропигиальным монастырям. Об этом свидетельствуют 2 греческие надписи на мраморных плитах, находившихся над дверями, ведущими в нартекс, заменены копиями (во время Первой мировой войны они были увезены в Болгарию и хранятся в Археологическом музее в Софии).
Между 1085 и 1106 гг. епископ Мануил составил ктиторский типик (предусматривавший общежительное устройство монастыря) и наделил Велюсу поместьями, иконами, книгами. Для постройки церкви он пригласил мастеров из Константинополя или Халкидона. Храм представляет собой тетраконх с куполом на высоком 8-угольном барабане, с южной стороны пристроен придел во имя Спаса, увенчанный куполом, с западной нартекс с куполом. Кладка комбинирует камень и плинфу. Храм был украшен мозаичным полом и резным мраморным иконостасом.
Роспись храма, выполненная вскоре после 1080 г., сохранилась фрагментарно: изображения Богоматери с Младенцем на престоле в конхе алтаря, «Сошествие во ад» в сев. конхе, «Сретение» - в зап. Уникальны по своей иконографии росписи апсиды и купола. «Служба святых отцов» в апсиде отражает начальный этап формирования данной композиции в алтарях визант. церквей: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст изображены обращенными к Престолу уготованному (этимасии), а Григорий Богослов и Афанасий Великий - стоящими фронтально. В скуфье купола - Христос Пантократор, в барабане - Богоматерь Оранта, св. Иоанн Предтеча, 2 ангела в царских одеяниях и 4 пророка, т. о., в этой иконографии объединены темы Деисуса и пророков. Появление в барабане наоса фигур пророков - предзнаменование нового типа декорации куполов в Византии, которыйрый впоследствии станет господствующим.
В южном приделе, в куполе, помещены изображения Спаса Эммануила,
Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки», 2013 г.
в апсиде - 2 архангелов, поддерживающих огромный медальон с образом восседающего на радуге Христа. В проходе из придела в храм изображены неизвестный епископ (в нише), свт. Нифонт, еп. Констанции Кипрской, и вмч. Пантелеимон. Композиция в апсиде придела связана с темой Собора архангелов или темой Теофании (Боговидения), Г. Бабич трактует ее как Видение Христа во славе. В. Джурич считает, что эти росписи выполнены одновременно с фресками наоса, и приписывает их столичным мастерам, а П. Милькович-Пепек относит их к 1164-1170 гг. и связывает с кругом художников, работавших в Нерези. По мнению Джурича, мастера, расписавшие Велюсу, придерживались идеалов «монашеского» направления в искусстве той эпохи.
Советский искусствовед В.Н. Лазарев (доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент АН СССР, специалист в области истории древнерусского, византийского и древнеармянского искусства, а также итальянского искусства эпохи Возрождения)
в своих трудах писал, что фрески монастыря Велюса представляют более поздний этап развития, чем фрески монастыря Водоча. Украшающие церковь фрески датируются либо 80-ми годами XI века, либо, что вероятнее, вторым десятилетием XII века. В них уже явно дает о себе знать тяга к линейной стилизации волос и светов на лицах. Но по общему строю своих форм фрески Велюсы еще тесно связаны с художественными традициями XI века. Апсиду церкви Богородицы Елеусы украшает композиция, которой суждено было в дальнейшем играть видную роль в декорации церквей. Это Поклонение жертве. В Велюсе она выступает в зачаточной форме: лишь два святителя, Василий Великий и Иоанн Златоуст, обращены к изображенному в центре трону, два же других, Григорий Богослов и Афанасий Александрийский, даны во фронтальном положении. На троне покоится подушка с евангелием, на котором сидит голубь. Позднее (церковь св. Георгия в Курбиново, церковь Косьмы и Дамиана в Кастории, церковь св. Николая в Прилепе и другие) трон заменит алтарь с лежащим в чаше Христом, символизирующим крестную жертву. Конха апсиды заполнена фигурой восседающей на троне Богоматери с младенцем, в куполе даны изображения Христа, Оранты, архангелов и пророков,
Архангел. Лазарев В. Н. История византийской живописи. 1986 г.
Пророк Давид. Лазарев В. Н. История византийской живописи. 1986 г.
Пророк Иезекииль. Лазарев В. Н. История византийской живописи. 1986 г.
Неизвестный пророк. Лазарев В. Н. История византийской живописи. 1986 г.
а в северной и западной апсидах Сошествие во ад и Сретение. В церкви Богородицы Елеусы сохранились еще изображения Христа Еммануила, святых Пантелеймона и Нифонта и пока уникальная для столь раннего времени композиция Собор архангелов: два стоящих архангела держат медальон с фигурой восседающего на радуге Христа. Этот сюжет, получивший с XIV века широкое распространение в живописи славянских стран, восходит к песнопению понедельничной церковной службы в Октоихе, посвященной Собору архангелов. В песнопении идет речь о Христе, восседающем на троне славы, причем ангелы подносят ему огненный трон. Новизна иконографических решений и тонкая манера исполнения отводят фрескам Велюсы видное место среди памятников монументальной живописи рубежа XI-XII веков. В. Джурич правильно замечает, что фрески Велюсы превосходят по качеству другие современные им балканские росписи, но делает отсюда вывод о принадлежности их константинопольским мастерам. Осторожнее было бы утверждать, что они представляют столичную традицию. Во всяком случае, с памятниками Салоник у них мало общего.
Также он пишет, что с лучшими памятниками, уцелевшими на почве Македонии, косвенно связаны также фрески отличной сохранности и хорошего качества, найденные в 50-х годах в капелле и трапезной монастыря Иоанна Богослова на Патмосе.
Фреска из трапезной монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе
Монастырь находился под особым покровительством императора (грамота 1085 г.). В 1106 г. Велюсу посетил император Алексей I Комнин и щедро одарил обитель. В грамоте императора Мануила I (1152) перечислены земельные владения Велюсы в Македонии. В 1164 г. были написаны иконы для храма, рукописные книги и другое. Болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) передал Велюсу в качестве подворья афонскому Иверскому монастырю. Статус подворья был закреплен Константинопольским Патриархом Мануилом II (1250) и подтвержден грамотой сербского царя Стефана IV Душана (1346).
К XIX в. относится расцвет монашеской жизни. В 1913 г., во время первой Балканской войны, монастырь был разорен и оставлен иверскими монахами. Однако он продолжал действовать до Второй мировой войны.
В 1958 г. была произведена расчистка фресок, в 1966 и 1970 гг.- консервация архитектуры и живописи. В монастыре действует общежительный устав, монахини занимаются иконописью, производством молочных продуктов.
Престольный праздник - Введение Пресвятой Богородицы (21 нояб.).
Полностью о поездке здесь
http://rusbalcan.ru/adventure/macedonia/