Поездка в Киргизию на озеро Иссык-Куль родилась от мысли, а почему летом всегда нужно ехать на море?
Сказано-сделано, на следующее лето мы (мама, я и племянница Нина) отправились на Иссык-Куль.
Край известный в советское время, сегодня почти забытый и неведомый многим. Страна, действительно, не может похвастаться крупными развлекательными центрами, но это с лихвой покрывается красотой природы.
Так как отдых на озере, да еще и в Киргизии на любителя, то сталкиваешься с тем, что почти нет информации по местам отдыха и как добираться до места. Я не стала искать приключений и выбрала отдых в наиболее развитом городке на озере - Чолпон-Ата.
Добирались мы сначала на самолете в Бишкек и потом на маршрутке до Чолпон-Аты.
В Киргизии на русском языке говорят хорошо даже дети. Это большой плюс в поездке. Валюта местная называется сом. Покупали ее непосредственно в Бишкеке и Чолпон-Ата, с собой брали доллары.
Прилетели мы часа в 2 или 3 ночи, из аэропорта круглосуточно ходят автобусы до Бишкека. У нас не было местной валюты, но водитель принимал и российские рубли. Довольно быстро нас довезли до автостанции в Бишкеке и подсказали, куда идти дальше.
Автобусы по расписанию до Чолпон-Ата ходят очень редко. Поэтому мы поехали, как и писали бывалые путешественники, на маршрутке. От Бишкека до Чолпон-Ата 240 км.
Она отправляется около 6 утра, до отправления открывается пункт обмена валюты, где мы и поменяли деньги на билеты.
Дорога до Чолпон-Ата с одной стороны мало привлекательная, где степи и пустыня, с другой очень живописная, где появляются горы.
За время пути делали одну остановку.
Мы с Ниной почти всю дорогу спали, когда приехали, солнце уже вовсю припекало, и нам хотелось скорее добраться в гостиницу.
Чолпон-Ата
Чолпон-Ата расположен на высоте около 1500-1800 м над уровнем моря в красивейшем предгорном шлейфе (хребет Кунгей Ала-Тоо). Это место является центральной частью курортной одноименной зоны, включающей в себя два ущелья Чолпон-Ата и Чон-Кой-Суу, а также селение Долинка.
Маршрутка идет дальше Чолпон-Аты, и мы попросили остановиться не на автостанции, от которой идти далековато до центра, а непосредственно в центре. Но все равно мы прошли не той улицей и немного потерялись. Доброжелательные хозяева гостиницы без лишних вопросов приехали и забрали нас с чемоданами.
Пока ехали, хозяин рассказал, что у них гостиница хорошо огорожена и на территории отдельное царство. И это действительно так. Если в городке, попадаются всякие развалины и пустыри, то попадая на территорию гостиницы, попадешь в другой мир.
Кругом чистота и цветы-цветы. Огромные розы разных сортов - это визитная карточка и гостиницы и города.
На территории гостиницы
Guest house Weekend (Orozova St, 6, 722123 Чолпон-Ата) несколько двухэтажных зданий с номерами как в гостинице и отдельные домики. Есть на территории баня, бассейн, кухня и ресторан в отдельном здании.
Немного передохнув, мы отправились на озеро. До озера минут 10 ходу. Дорожка к озеру не блистала красотой, да и видами окрестностей, зато можно быстро дойти до озера.
По теплоте озеро, конечно, не море, поэтому мама так и не решилась купаться, а вот мы с Ниной периодически делали заплывы.
Интересный контраст пекло на солнце, горячий песок и холодное озеро, многие так и купались в неглубоких заводях озера.
Красоту озера не передаст ни одна фотография, так же как горы Тянь-Шань, которые видны от озера. Только ради этого стоило приехать сюда.
Пляжи на озере песочные и чистые. Народ в основном собирается, где находятся пансионаты и санатории, построенные еще в советское время. Мы в этот район дошли позже и поняли, что сделали правильный выбор, остановившись в частной гостинице в центре.
После озера мы отправились на обед и отдохнуть пока солнце нещадно печет.
Из истории города
В Чолпон-Ате не наблюдались особенно бурные исторические события. В давние времена здесь (на Великом Шелковом пути) располагалось обычное поселение, город возник лишь после прихода сюда русских. До 1922 г. на этом месте находилось всего лишь 15 дворов и табун конезавода Орюктинского. В 1926 г. все переменилось, сюда был прислан один из энергичных комиссаров армии Буденного Л.Л. Раппопорт, ставший директором конезавода. С его приездом жизнь в городе завертелась. Конезавод уже через 5 лет содержал 10 тыс. коней. С 1938 г. здесь же начал функционировать туберкулезный санаторий для детей, а с 1945 г. его преобразовали в детский оздоровительный профилакторий, и название он получил «Чолпон-Ата». Этот момент и стал началом зарождения города, как всесоюзного оздоровительного курорта.
Источник
https://fb.ru/article/340786/gorod-cholpon-ata-kirgiziya-opisanie-otdyih-v-cholpon-ate Во второй половине дня отправились в музей Рух-Ордо имени Чингиз Айтматова. До него 5 минут от нашей гостиницы.
Рух-Ордо - это своего рода центр города и музей под открытым небом на побережье озера Иссык-Куль. Здесь всегда много людей, работают кафе и много сувенирных лавок.
Вход на территорию платный. Когда мы там оказались, поняли, что это не музей в классическом понимании слова, а своего рода музейный комплекс, который собрал под своей крышей совершенно разные по тематике маленькие музейчики.
Если идти по часовой стрелке как мы пошли, то сначала будет юрта - жилище местных жителей.
Потом прошлись вдоль ограждения, где размещены местные герои.
Там же можно прочитать о разных традициях киргиз, включая Манас. Что значит «Манас» для Киргизии? «Манас» - это стержень киргизской идентичности, и именами его героев здесь называют улицы. «Манас» - это эпос, повествующий о роде богатырей в трёх поколениях: Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке, а заодно обо всей степной Азии. Манас родился на Алтае, объединил киргизские племена против Китая, калмыков (джунгар) и уйгуров, привёл киргизов на Тянь-Шань (откуда их когда-то изгнали и рассеяли по свету китайцы), был смертелен ранен, осаждая Пекин. Его сын Семетей превзошёл отца своими подвигами, а в очередной битве тоже пал смертью храбрых… но не умер, а стал бессмертным, и в последней главе эпоса вновь вернулся на киргизскую землю, где ханом был поднят Сейтек, чтобы победить очередного врага и также бесследно уйти до поры до времени. «Манас» - это по сути вольный пересказ реальной истории киргизов, которые действительно пришли сюда из Южной Сибири: его герои воевали не с мифическими монстрами, а с батырами и армиями реально существовавших государств, и в последних главах воины стреляют друг по другу пулями, а одним из врагов является возникшее в 18 веке Кокандское ханство. «Манас» передавался из поколения в поколение, и среди киргизских сказителей особое место занимали манасчи, знавшие его наизусть. Их было немного, редко больше десятка на поколение: «Манас» - ещё и самая длинная в мире поэма, насчитывающая 500 553 строки (чтоб было ясно, 12 шрифтом в word с нулевым интервалом это около 10 тыс. страниц).
Содержание Манас огромно и не вмещается ни в какие тома. Какой человек способен все это держать в памяти? Для манасчи это назначение жизни. Он посвящает себя, свой дух, свою культуру, свою преданность Манасу. Он помнит Манас от начала и до конца и импровизирует каждый раз, когда излагает Манас. Манас и манасчи это уникальное и необъяснимое явление, манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Манасчи могут беспрерывно много часов подряд излагать Манас.
Манас - крупнейший киргизский и мировой эпос. Эпос «Манас» назван так по имени своего главного героя- богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.
Эпос «Манас» - наследие, оставшееся от прадедов кыргызского народа, национальная гордость, триумф духовной культуры. Это, веками, из поколения в поколение, передававшееся из уст в уста, великое фольклорное произведение в прозе. Потому что, в ней рассказываются история кыргызов на протяжении более 1000 лет, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Этот эпос по объёму является самым большим произведением в мире. К примеру, Саякбай Каралаев знал 500553 строк этого произведения. Сказительство Манаса - это одно из уникальных искусств в мире. Так как, к нему не требуются ни инструменты, ни оркестр. Манасчи сам по себе является актёром, дирижером и исполнителем.
Основная тема «Манаса» - это тема военных походов легендарного киргизского богатыря в Афганистан, Среднюю Азию и Китай.
Семь заповедей Манаса:
- Единство и сплоченность нации.
- Межнациональное согласие, дружба, сотрудничество.
- Национальная честь и патриотизм.
- Через кропотливый неустанный труд и знания - к процветанию и благосостоянию.
- Гуманизм, великодушие и терпимость.
- Гармония с природой.
- Укрепление и защита кыргызской государственности.
Любовь к песне, к поэтическому слову - врождённая черта киргизского народа. Она передаётся по наследству из поколения в поколение.
Картина из «Зала кыргызского искусства и культуры»
Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является эпос «Манас».
Продолжение
http://rusbalcan.ru/adventure/kirgiz/