В Лодейном Поле мы были проездом из Свирского монастыря. В городе мы ждали поезд до Москвы, а пока было время изучили город. Одного дня там вполне достаточно. Мы прошли сначала в городской парк.
Город находится на реке Свирь, название которой с финско-вепского языка переводится как «глубокая река». История этого места удивительна и разнообразна, как и многовековая история всего человечества.
В древности территория близ реки была заселена вепсами, а их расцвет приходится на первое тысячелетие. Именно в те времена вепские купцы вышли на международный рынок, и главным источником их доходов были богатые пушниной леса. Однако к концу XII в. славяне, принявшие христианство, вытеснили вепсов в глухие леса Межозерья, вошедшего в состав Новгородской земли. В 1487 г. здесь был основан монастырь, названный впоследствии именем основателя преподобного Александра Свирского.
История зарождения города Лодейное Поле началась с момента заложения здесь Петром I судостроительной верфи в 1703 г. Тогда, до визита царя, на месте современного города Лодейное Поле стояли на реке Свирь всего навсего несколько небольших деревушек. Маленькие деревушки Мешковичи, Мокришвица и деревня Коломна, стоящая прямо на берегу реки Свирь и получившая свое название от реки Каномка, которая в нее впадала. Кроме этих деревень, существовали еще более мелкие.
Петр I в то время направлялся в Архангельск и по пути остановился в деревне Мокришвице. Тогда там существовала пристань, называемая Лодейной, она служила своеобразным торговым пунктом и причалом для кораблей. Осмотрев здешние места, Петр увидел, обилие качественного соснового леса, и плодородные земли, богатые торфом, глиной и известняком. Лодейная пристань располагалась близко к Олонецким металлургическим заводам, где отливались корабельные пушки, и имела удобный выход для построенных судов в Балтийское море. Все это утвердило решение Петра заложить здесь судостроительные верфи.
Итак, решение было принято, и в 1702 г. на реке Свирь началось строительство верфи Балтийского флота. Судоверфь получила название Олонецкая, так как относилась к Олонецкому уезду. 27 марта был издан царский указ о выделении в Олонецком округе места для рубки лесов на корабельное дело. И уже 24 марта 1703 г. было торжественное ее открытие, в тот же день состоялось и одновременная закладка девяти стапелей.
Всего за 130 лет существования Олонецкой судоверфи было построено около 450 судов. Строительство шло ускоренными темпами, так как в то время Россия воевала со Швецией (Северная война). Строились мастерские, кузни, бараки и жилые дома. Также был построен временный домик Петра, которому в 1832 г. был построен памятник, который стоит и сейчас. Фрегат «Штандарт», первый корабль Балтийского флота, был заложен 24 апреля 1703 года, а сошел на воду уже 22 августа 1703 г. Все корабли, которые были построены на Олонецкой верфи, отличились в крупнейших морских сражениях Северной войны и морских путешествиях.
Поселок Мокришвица постепенно разрастался и в 1785 году, по приказу Екатерины II, стал городом Лодейное Поле. К сожалению, в 1820 г. верфь была закрыта, в то время набирали мощь верфи в Санкт-Петербурге и нужда в Олонецкой верфи отпала. И вплоть до 1915 г. город Лодейное Поле практически не развивался. В 1840 г. город насчитывал всего 1000 жителей, одну церковь, 126 домов и четыре лавки. Почти на сто лет город словно ушел в небытие, забытый всеми. Но с 1915 по 1917 гг. с приходом советской власти произошли события, которые вернули город к жизни.
Именно тогда была проведена железная дорога на Петрозаводск и Мурманск. Город Лодейное Поле превратился в важный транспортный узел на северо-востоке Ленинградской области и административно-хозяйственный центр. В период с 1927 по 1933 гг. недалеко от города была сооружена ГЭС, а к 1941 г. в Лодейном Поле насчитывалось более 24 промышленных предприятий.
Примечательно участие города Лодейное поле в Великой Отечественной войне. На протяжении 1000 дней город держал оборону и не подпускал гитлеровские войска к Ленинграду, охраняя «Дорогу жизни». В 1941 г. фашисты разорили его, оставив при этом плотину нетронутой, решив, что она сыграет роль прикрытия для них. В ходе Свирско-Петрозаводской операции накануне штурма Советских войск ворота шлюза были взорваны: паводок разрушил все переправы фашистов. Однако после войны все было восстановлено.
Памятник «Скорбящий солдат»
Огромный монумент солдата с опущенным автоматом возвышается неподалеку от Гвардейского кладбища, над братской могилой, в которой похоронено 1660 человек.
Памятник воинам Карельского фронта
В честь воинов, державших 1000-дневную оборону на реке Свирь в 1944 г.
Когда был разрушен храм данные расходятся. По одной версии - в годы Великой Отечественной войны, по другой - в годы советской власти.
После войны город начал развиваться и вырос в крупный промышленный центр.
Продолжение
http://rusbalcan.ru/adventure/russia/