Свет 7 Церквей: Дорогами святых апостолов. Фиатира

Mar 21, 2020 10:32


Историки отмечают одну интересную закономерность. О тех памятники древности, что дошли до нас в самой лучшей сохранности, нам, как правило, известно до обидного мало. Вот так же из всех посланий семи Церквам, содержащихся в Откровении Иоанна Богослова, самое развёрнутое адресовано в город, о котором мы знаем очень мало и от которого почти не осталось следа на земле. Четвёртый город Апокалипсиса с поэтичным названием Θυάτειρα - «Врата жертвоприношения» - полностью превращён в пыль истории.

Выяснить местоположение Фиатиры удалось только в конце XVII века. Сделал это английский консул в Смирне. Исторические изыскания привели его к выводу: на месте древней Фиатиры стоит турецкий городок Акхисар.

***

Поселение в районе Фиатиры существовало ещё в 3000 году до Р. Х. В IV веке до Р. Х. регион захватили персы, затем последовало завоевание Александром Македонским. В начале III века город был заново основан царём династии Селевкидов. Сюда, видимо, организованно поселили македонскую колонию. Являясь военным форпостом, к 189 году до Р. Х. (если не раньше) Фиатира вошла в состав Пергамского царства. После того как в 133 году до Р. Х. царь Аттал III завещал Пергамское царство римлянам, Фиатира оказалась под римским владычеством.

***



Человеку первых веков имя «Фиатира» наверняка говорило несравнимо больше, чем нам. В римскую эпоху город процветал - расположенный в плодоносной долине реки Лик на перекрёстке важнейших путей, ведущих в Пергам и Сарды, Магнезию и Смирну, он был заметным промышленным и коммерческим центром. Здесь существовали многочисленные торговые гильдии: медники, кузнецы, кожевники, обувщики, красильщики, шерстянщики, ткачи... Фиатира была городом ремёсел и с религиозной и культурной стороны не была особо примечательна.

Славился город в основном текстильным производством и красильнями, в особенности пурпурными тканями (в Евангелии такая ткань называется «багряница»). В наш технологичный век трудно представить, что цветная одежда в древности была практически роскошью и ценилась дорого. Можно вспомнить эпизод из истории Иосифа Прекрасного и его отца Иакова: ...любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт. 37:3­-4).

Производство багряниц было весьма прибыльным делом. Ткань окрашивали пурпуром, добываемым из моллюсков (эта технология применялась в древнем Тире), либо кармином, производимым кошенилью - неприметным насекомым. Третьим способом, которым пользовались в Фиатире, была окраска с помощью растительного пигмента - марены красильной. Интересно, что, несмотря на череду завоеваний, разрушений и полную смену населения, этот бизнес процветал в регионе до ХІХ века - до появления дешёвых искусственных красок. Большая часть местной продукции, кстати, шла на продажу Российской империи.

***

Из книги Деяний нам известно, что первое на европейской земле крещение, совершённое апостолами во время их миссионерских странствий, косвенно связано с Фиатирой. Когда Павел и Сила (и, видимо, также Тимофей) прибыли в Филиппы, они встретили там женщину по имени Лидия: И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел (Деян. 16:14). Лидия приняла крещение, а вместе с ней крестились и её домашние. Гостеприимная Лидия настояла тогда, чтоб апостолы жили в её доме всё время их пребывания в Филиппах.

В Откровении Иоанн Богослов от имени Воскресшего Христа возвещает Фиатирской Церкви похвалу за её добродетели: за её любовь, за верность Христу, за служение бедным, за терпение как свидетельство твёрдой христианской надежды.

Но и в общине Фиатиры не обошлось без искушений. Язычество здешнего разлива было бытовым, практическим. Каждая торговая гильдия имела своего покровителя в обширном римском пантеоне, и важное место в общественной жизни населения занимали профессиональные празднества, посвящённые богам-патронам. Эти праздники сопровождались пирами в храмовых трапезных, где участники вкушали идоложертвенную пищу. Для христиан-ремесленников, входивших в состав гильдий, отказ от участия в таких празднествах был, по понятным причинам, в профессиональном смысле неудобен. В нём усматривался вызов обществу, традициям; таким работникам мог грозить бойкот и невозможность заниматься своим делом. Потому находились среди христиан такие, кто пренебрегал апостольским запретом вкушать идоложертвенное. Именно это приспособленчество к обычаям языческой среды и обличается в послании к фиатирской общине.

Однако основной повод к упрёку, который высказывает Христос христианам Фиатиры, - это терпимость общины к некой лжепророчице с символическим именем Иезавель (истинное её имя нам неизвестно). Имя отсылает к книге Царств, к временам царя Ахава, чья жена Иезавель насаждала культ Ваала в Израиле, совращая народ Божий. Тем же занималась и «новая Иезавель» в Фиатире, и её последователям грозит «великая скорбь» и смерть.

Членам Церкви, не последовавшим за лжеучительницей, обещано утешение и сказано, что на них не будет возложено никакого «иного бремени», то есть никакого дополнительного ограничения помимо тех правил, что установлены Апостольским Иерусалимским собором 49 года (воздерживаться от идоложертвенного мяса, крови, удавленины и блуда).

Интересна символика обетования Христова верным Фиатиры: Дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (Откр. 2:26-27). Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) поясняет: «Этот образ берёт начало в древнеегипетском царском ритуале, когда фараон разбивал глиняные сосуды, символически демонстрируя таким образом власть над народами земли. В обетовании христианам всё это не означает рабского послушания или даже истребления язычников. Это просто символ для изображения великой власти тех, которые примут свою власть вместе со Христом».

Церковь получает также одно из самых красивых и поэтичных обетований Откровения: И дам ему звезду утреннюю. Под утренней звездой, которую даст Господь побеждающему, подразумевается Сам Христос. Этот образ, видимо, происходит из книги Чисел - «звезда от Иакова» упомянута там как образ Мессии.

***

Сегодня в Акхисаре мало что напоминает о Фиатире - четвёртой Церкви Апокалипсиса. Христиане давно покинули эти места. Дань истории город отдаёт в рамках небольшой археологической зоны. Но кое-где и за её границами находишь материальные свидетельства прошлого. Вот античная капитель, встроенная в стену дома, а вот - древнейшая из мечетей Акхисара, которая до XIV века была византийской церковью, а ещё прежде - каким-то общественным зданием, а до того - римским языческим храмом... Очередной «слоёный пирог» истории, обычный в этих местах.

Источник http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1177958

археология, турция, апокалипсис, христианство, православие, малая азия, архитектура, история, религия

Previous post Next post
Up