Посещая разные культурные события, хочется порой выбраться не просто на выставку, а хочется посетить дом, который хранит в себе историю и жизнь своих владельцев.
К таковым в Москве можно отнести дома-музеи. Ранее удалось посетить дом-музей Марины Цветаевой и дом-музей Василия Львовича Пушкина.
В этот раз мы с мамой отправились в дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова.
Оказывается, музеев, посвященных Лермонтову всего три: в Санкт-Петербурге, Тарханах и Москве.
Жизнь Михаила Лермонтова в Москве связана с тремя адресами. Он родился в доме генерала Карла Толя у Красных Ворот, детство провёл в здании на Поварской улице, которое снимала бабушка Елизавета Арсеньева. В результате реконструкции центра города в XX веке оба эти здания были снесены. В особняк на Малой Молчановке Лермонтов переехал в возрасте пятнадцати лет для поступления в Московский благородный пансион. Поэт жил в нём вместе с бабушкой с 1829 по 1832 годы.
Деревянный особняк с мезонином находится по адресу ул. Малая Молчановка, д. 2 (м. Арбатская), найти его очень просто, если идти от м. Арбатская, то нужно пройти Дом книги на Арбате и сразу за ним свернуть во двор. Вы у цели.
График работы музея:
• Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00-18:00 (касса до 17:30)
• Ср, Чт - с 11:00-21:00 (касса до 20:30)
• Пн - выходной день
Музей ведет активную деятельность, и когда мы пришли, туда пришли школьники, для которых в музее подготовили квест.
К сожалению, экскурсии в тот момент не было и нам пришлось изучать все самостоятельно. Это удалось сделать без проблем, потому что в каждой комнате дома на стенде лежат не просто описательные тексты комнаты, но и подробно с историей описан каждый экспонат.
В начале осмотра находится электронная книга, которая знакомит с историей создания и процессом собирания коллекции музея. В музее находятся экспонаты из Ленинграда, Москвы, Кавказа и замка Хохбург в ФРГ. Сегодня в коллекции 200 единиц хранения.
Дом-музей открыт 19 февраля 1981 г. Одним из первых, кто оценил значение дома Лермонтова на исторической карте Москвы, был замечательный лермонтовед, писатель и рассказчик Ираклий Луарсабович Андроников. Первый шаг был сделан им еще в 1938 году. Тогда он узнал, что этот единственный уцелевший лермонтовский дом в Москве по плану реконструкции города подлежит сносу. Андроников смог убедить архитекторов, работавших над проектом, чуть-чуть отодвинуть «красную линию». И дом был спасен. Сорок два года понадобилось на то, чтобы не только доказать подлинность дома, дважды защитить его от сноса, но и по крохам собрать для московского музея все, что прямо или косвенно относилось к Лермонтову. В 1954 году на доме установили мемориальную доску, а в 1977-м владение было передано Моссоветом Государственному литературному музею.
Первыми реставраторами дома были Б. Весельков, А.Казаков, Р.Жаров; архитекторами - В.Егоров и А.Михайловский; художником экспозиции - Е.Лаврова. Талантом и трудом музейных сотрудников Н.Марченко, З. Гротской, Е.Варенцовой, Е.Алёхиной, Е.Михайловой и многих других был создан «дом юности поэта». За тридцать три года работы музея (с 1981-го) сформировался круг его посетителей и друзей.
В основу новой экспозиции легло понимание того, что единственный мемориальный дом Лермонтова в Москве, сохранившийся до наших дней, сам по себе является бесценным артефактом и наиболее значимым экспонатом.
Дом на Малой Молчановке, 2 был построен в 1814 году купцом Петром Черновым. Во дворе главного здания находились отдельные постройки: кухня, людская изба, конюшня, каретный сарай, ледник, амбар.
В 1844 году владельцем дома стал статский советник В. Тютчев. По его плану здание неоднократно перестраивалось. В 1888-1897 годах право владения особняком перешло к юристу А. Котлярову, а затем к его сыну А. Аристову, при котором в 1907 году все пристройки во дворе были снесены, а взамен был построен каменный корпус хозяйственных служб.
После революции 1917 года особняк был разделён на коммунальные квартиры с многочисленными перегородками между комнатами. После передачи Государственному литературному музею особняку был полностью возвращён первоначальный облик. Он был восстановлен в границах плана 1830-х годов с расчисткой от поздних переделок, с подлинной анфиладной планировкой парадных комнат, антресолей и мезонина, типичных для массовой застройки послепожарной Москвы.
В доме на Малой Молчановке Михаил Юрьевич Лермонтов жил со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой с августа 1829 года по июль 1832 года. На этот срок Е. А. Арсеньева арендовала часть городской усадьбы (деревянный дом с хозяйственными пристройками), принадлежавший купеческой семье Черновых.
За три года жизни на Молчановке Лермонтов написал 17 поэм, четыре драмы и 250 стихотворений, включая трагедии «Люди и страсти» и «Испанцы», драму «Странный человек», третью редакцию поэмы «Демон» и «Измаил-Бей», стихотворение «Портрет», «Новогодние мадригалы и эпиграммы». На этот же период пришелся «сушковский цикл» в творчестве Лермонтова, посвящённый влюблённости в жившую поблизости дворянку Екатерину Сушкову.
Дом представляет собой восстановленные интерьеры московского особняка 1830-х годов, с подобранными по типологии предметами мебели и декоративно-прикладного искусства и материалами лермонтовской коллекции ГЛМ, включающей в себя подлинные фамильные портреты, рисунки и картины Лермонтова, книги с его автографами. Обстановка рассказывает о бытовом укладе московского дворянства, о духовных интересах молодежи того времени, о семье поэта, о его круге общения, о годах учебы в Московском университетском благородном пансионе и Московском университете, о той атмосфере, в которой сформировалось чувство принадлежности к «поприщу литературному», с которым Лермонтов покидал Москву в 1832 году.
Мемориальная часть музея, состоит из вводной комнаты, комнаты Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, малой и большой гостиных и комнаты Лермонтова наверху, в мезонине. Служебные комнаты и парадные сени используются как выставочные помещения.
Первая комната музея в старину была черными сенями.
Как выглядела старая Москва можно увидеть на висящих на стенах раскрашенных литографиях: вид Красных ворот, Колокольня Ивана Великого, Никольская башня.
Комната, в которой когда-то жила хозяйка дома Е.А. Арсеньева, открывающая анфиладу на первом этаже, посвящена семье.
На фамильных портретах, выполненных неизвестными художниками, изображены рано скончавшаяся от чахотки мать Лермонтова, Мария Михайловна; не простившая ее смерти зятю сама Елизавета Алексеевна, в утреннем чепце, с высоким кружевным воротником и в красной шали по тогдашней моде,
и Мишель Лермонтов в детском платье.
Поодаль акварельный портрет небогатого отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова, написанный его сыном. Род отца поэта восходит к шотландским предкам, в начале XVII века перешедшим на службу к русским царям. (Правда, сам Лермонтов в ту пору немного знал об истории своего рода со стороны отца. В московские годы его увлекала легенда об испанском происхождении фамилии Лермонтовых. Его первая драма в стихах, написанная в этом доме, была посвящена Испании, он рисовал испанцев и даже письма и стихи свои подписывал именем испанского герцога Лермы, о котором прочитал в романтических сочинениях Шиллера.)
В экспозиции представлен герб рода Лермонтовых.
От семьи Столыпиных, к которой по рождению принадлежала Елизавета Алексеевна, сохранились акварельные пейзажи с видами родового села Неёловки
и интерьер саратовского дома Афанасия Алексеевича Столыпина, родного брата бабушки Лермонтова, ставшего затем и наследником Тархан.
Мебель отвечает функциональному назначению комнаты и соответствует эпохе - дамский письменный стол, туалет с зеркалом, ширма, кушетка рекамье, столик для рукоделья.
Малая гостиная, куда попадаем из комнаты бабушки, была местом собраний bande-joyeuse, о которой впоследствии вспомнит Лермонтов в письме к С.А. Бахметевой из Петербурга (1832).
На секретере - миниатюрный портрет Александры Михайловны Верещагиной, родственницы и близкого друга Лермонтова; она одна из первых оценила его поэтический дар и впоследствии сохраняла в семейном архиве бумаги и автографы поэта.
На стенах - портреты, многие из которых написаны самим Лермонтовым.
В образе испанской монахини изображена, как принято думать, Варвара Александровна Лопухина, глубокое чувство к которой Лермонтов пронес через всю свою жизнь. Молодой человек в коричневом сюртуке - Святослав Раевский, благодаря ему в 1837 году стихотворение «Смерть Поэта» в списках быстро разошлось по Петербургу. Красавец Алексей Столыпин (Монго), в шутку нарисованный Лермонтовым в наряде курда, - друг, родственник, сослуживец по лейб-гвардии Гусарскому полку и при этом негласный секундант Лермонтова на роковой дуэли с Мартыновым.
Жемчужина музейной коллекции - автопортрет Лермонтова, который когда-то хранился у В.А. Лопухиной. Ревнивый муж потребовал у супруги избавиться от всего, что напоминало ей о Лермонтове. Автопортрет она чудом сохранила и передала его А.М. Верещагиной, а та впоследствии увезла реликвию в Германию. Вернул автопортрет на родину И.Л. Андроников. Гостиная обставлена мебелью стиля «жакоб», популярного в Москве 1830-х годов.
Самая просторная комната в доме - зала, или большая гостиная, здесь танцевали и пели, устраивали музыкальные вечера.
Об этом напоминает изысканный инструмент - тафель-клавир. По мнению А.В. Родионова (историк музыки и старинных инструментов), данный инструмент по звукоизвлечению является разновидностью фортепьяно - прямоугольным клавиром. Этот вид инструмента был достаточно распространен в тогдашней Москве. По воспоминаниям современников, Лермонтов играл на скрипке, флейте, фортепьяно, возможно, брал уроки игры на гитаре, пробовал сам сочинять музыку.
Все творчество Лермонтова неразрывно связано с Кавказом. В этом романтическом краю он впервые побывал в детстве и с тех пор полюбил его всем сердцем. В экспозиции музея представлены четыре масляные картины Лермонтова с видами Кавказа: «Вид Тифлиса»,
Вид Пятигорска»,
«Перестрелка в горах Дагестана» и «Нападение».
По крутой лестнице можно подняться в мезонин, в комнату Лермонтова.
Эта часть музейной экспозиции одновременно и кульминация рассказа о доме и о юности поэта. Она задумана как кабинет студента.
Этим определяется и ее убранство: бюро, книжные шкафы, мольберт для рисования, простая кушетка, шахматный столик с набором шахмат. На бюро лежат поэтические тетради, логарифмическая линейка того времени, чернильница, перочистка. Все это отражает увлечения Лермонтова московской поры - поэзия, чтение, математика, музыка, рисование, игра в шахматы. В шкафах - библиотека подлинных книг первой трети XIX века, «снабженная всем современным» (П.Ф. Вистенгоф), где подобраны книги из круга чтения Лермонтова: Фонвизин, Державин, Карамзин, Жуковский, Пушкин. Из иностранных авторов: Шекспир, Гёте, Руссо, Шатобриан, Байрон, которых Лермонтов читал на языке оригинала. Бронзовый бюст Наполеона на бюро - пристальный интерес к судьбе французского императора не покидал Лермонтова до конца дней.
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия - 19.02.1981
27 июля - День памяти М.Ю. Лермонтова
15 октября - День рождения М.Ю. Лермонтова
С 24 января по 17 мая 2020 г. в музее проходит - выставка «"Демон”. Театр, живопись, литература».
Врубель М.А. "Демон" из коллекции Третьяковской галереи
Врубель М.А. "Демон поверженный" из коллекции Третьяковской галереи
При подготовке материала использовался электронный ресурс музея
https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yu-lermontova/virtualnaya-ekskursiya/1277/ и журнала «Наше наследие»
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11106.php P.S. Мне кажется, что музею нужно создать для посетителей сувенирную лавку, в которой можно будет приобрести не только какую-то памятную вещь, но книгу М.Ю. Лермонтова.