Республика Сербская. Биелина. Монастырь Свети Петка

Jan 23, 2020 21:29


21 марта мы были в Республике Сербской, что на территории Боснии и Герцеговины. Первой остановкой стал Русский монастырь Свети Петка в городе Биелина. Поклонение Святой Петке широко распространено в Сербиии других южнославянских странах. В настоящее время мощи ее хранятся в Яссах (Румыния).







Когда-то и на территории России было велико почитание святой Параскевы / Петки (Пятница). Достаточно вспомнить одну из старейших улиц Москвы - Пятницкую. Свое название улица получила благодаря церкви в честь святой Параскевы Пятницы (утрачена).



В ряде русских городов по сей день стоят старинные церкви, освященные во имя Параскевы Пятницы.

Сегодня в Москве святая Параскева Пятница, к сожалению, почти забыта. Лишь на самой окраине города, на территории бывшего села Качалова (ныне - район Северное Бутово) стоит единственная на всю Москву церковь св. Параскевы Пятницы. Впервые появившаяся еще в XVI в. Пострадавшая в ХХ в. и наполовину разрушенная, церковь была возвращена верующим и стала приходской для огромного района Москвы и одновременно единственным напоминанием о Параскеве Пятнице в столице.

Но вернемся к монастырю святой Параскевы в Республике Сербской. Женский монастырь находится в юрисдикции Сербской православной церкви, как и ряд других монастырей. Первые сербские православные монастыри появились на территории современной Боснии и Герцеговины в XIII в.

Нынешний монастырь новый. В 2003 году была освящена земля и осуществлена закладка камня, а строительство началось в 2005 году.







В монастыре нас встретила монахиня Елизавета. В дар из России ей была передана икона Собор Радонежских Святых.



Монахиня проводила в нижний крипта-храм, который посвящен Сергию Радонежскому и русским святым, там же находится частичка мощей св. Сергия Радонежского, подарок Алексия II Патриарха Русской Православной церкви. На стенах храма образы русских святых от древности до настоящих времен, как например монахи-мученики Оптиной пустыни.















Здесь же в нижнем храме находятся мощи русского священника-новомученика Иоанна (скорее всего по фамилии Князев), который служил в этом храме. В 1941 г. над ним издевались хорватские усташи, а потом отсекли голову. Его жизнь и мученичество за веру служит связью православного русского и сербского народов. Обрели его мощи в 2013 году.



Верхний храм монастыря, богато украшен и посвящен святой Петке. Особенно привлекают внимание столбы - выполненные в виде виноградной лозы, причем это первая такая работа автора скульптора Райко Блажича, в медальонах на столбах - лики святых и мучеников.















В верхнем храме находится икона св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и другие святыни.



Резной дубовый иконостас и другие деревянные элементы оформления выполнили Милорад Йованович и Слободан Марунич. Иконы для иконостаса написали в Белграде, в иконописной мастерской «Петар Билич».



Верхнюю и нижнюю церкви расписали художники из Сербии: Дарко Живкович, Джордже Джорджич, Милош Максимович, Радош Васич, Боян Живич.

Снаружи архитектурный ансамбль монастыря в Биелине выполнен в русском стиле и украшен многочисленными мозаиками с изображениями русских святых: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской. Автор мозаик, которые украшают фасады и порталы церкви, Джуро Радлович из Белграда.









Церковь пятикупольная.







Рядом с церковью великолепное пятиэтажное здание, украшенное мозаиками. Оно предназначено для высоких церковных лиц, которые по состоянию здоровья не могут продолжать служение. Здесь же и часовня, посвящённая св. Нектарию Эгинскому с частицей его мощей.







За храмом на территории монастыря находится скульптура святой Параскевы и каменный мемориал жертвам Боснийской войны (1992 - 1995 гг.).













Справка: Босния и Герцеговина в 1992 года вышла из Югославии. Тогда же в одностороннем порядке в БиГ была провозглашена независимая Республика Сербская (в 1995 году стала составной частью БиГ). Из-за разногласий между сербами, хорватами и бошняками-мусульманами по вопросам будущего политического устройства Боснии и Герцеговины в стране начались военные действия (Боснийская война; до 1995 года).

Боснийская война - одно из самых кровопролитных последствий распада Югославии. Боснийский конфликт на национальной почве нестандартного типа: противоборствующие стороны принадлежали к единой общности, говорили на одном языке (хотя единство «сербскохорватского» языка много лет уже оспаривается), но различались по религиозному признаку. Боснийские сербы - православные, боснийские хорваты - католики, третья группа - славяне-мусульмане. Боснийская война принесла стране гигантские разрушения: были уничтожены две трети зданий, все железные дороги, большинство автомобильных, 70 мостов. Количество убитых оценивается десятками тысяч человек.

По оценке известного международного эксперта Мэри Калдор, война в Боснии и Герцеговине, продолжавшаяся с 6 апреля 1992 г. по 12 октября 1995 г., стала самой долгой и самой разрушительной войной в Европе после 1945 г. С родных мест было перемещено почти две трети всего населения, погибло от 100 до 260 тыс. человек. Эта война стала «прообразом нового типа военных действий, возникшего после холодной войны». Ее влияние на мировое общественное сознание было больше, чем какой-либо другой войны последнего десятилетия XX в.

В 1995 году США инициируют мирные переговоры, которые заканчиваются подписанием Дейтонского соглашения. Чтобы не допустить повторения кровавых событий, в Боснию и Герцеговину направляют «миротворческие» силы. Государство делят на Сербскую республику и Федерацию Боснию и Герцеговину.

Для НАТО это была самая крупная операция, когда-либо предпринимаемая альянсом. Широкомасштабное развертывание войск НАТО обернулось, по мнению Калдор, далеко идущими последствиями, повлиявшими на роль НАТО, институциональные основы европейской безопасности. Суть изменений в «миротворческой» концепции НАТО, оформившихся в ходе войны в Боснии и Герцеговине, сводится к следующему: 1) стремление НАТО заявить о себе как новой глобальной силе, способной заменить ООН и взять на себя функции урегулирования конфликтов и кризисов, в том числе за пределами действия Вашингтонского договора 1949 г.; 2) отказ НАТО от признанных принципов миротворчества, таких как беспристрастность и объективность; превращение из миротворца в участника конфликта; 3) опора НАТО на военную силу, боевые корабли, авиацию, крылатые ракеты, бомбардировки как основной арсенал миротворчества альянса; 4) действия НАТО под управлением и в интересах США для установления их глобального лидерства.

Подробнее здесь

"миротворческая" операция НАТО в Боснии и Герцеговине (1992-1995): концепция и реальность


В статье рассматриваются особенности «миротворческой» концепции НАТО, сформировавшейся в ходе урегулирования вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах, анализируются способы и факторы легализации альянса в миротворческих структурах ООН, исследуются формы превращения военного

cyberleninka.ru


биелина, вера, история, религия, travel, монастырь, orthodox, святая петка, православие, сербия, святой, святая параскева, босния и герциговина, республика сербская, паломничество, путешествие, автопутешествие

Previous post Next post
Up