Румыния. Монастырь Путна

Dec 21, 2019 17:33


В монастырь Путна мы приехали под вечер и успели на вечернюю службу. Монастырь находится в районе Буковина и считает самой северной румынской обителью, стоящей в стороне от главных дорог.





В Румынии его называют «Иерусалим румынской нации». И если «Нямецкий монастырь может быть удостоен звания основатель и хранитель письма, то монастырь Путна славен самой процветающей академией изобразительного искусства в истории страны». Он заслуживает этой славы не только благодаря работам, которые созданы монастырем, но и через художников, которые вышли из мастерских монастыря.





Но так как мы торопились на ночлег в монастырь Воронец, времени на неспешное изучение обители не было да и музей монастыря был уже закрыт. По этим причинам мы сразу прошли в храм, на службе было очень много братии и мы, чтобы не мешать и не шуметь, поклонились святыням и пошли к выходу. Уже на выходе написали записочки, а неизвестный монах подарил нам всем открытку с образом Богородицы монастыря Путна.









Монастырь был основан Стефаном Великим в 1466-1469 гг. Это первый и самый важный фундамент правителя Стефана Великого, хранит на протяжении более пяти веков легендарную землю Буковины. И сегодня историки говорят о Стефане: «Принял хрупкую глиняную страну, а оставил крепкое каменное княжество».





Главный монастырский храм посвящен Успению Богородицы, строился господарями Василием Лупу и Георге Штефаном в 1654-1662 гг. В храме находится гробница св. Стефана Великого. Славный герой закрыл глаза навеки во вторник, «четвертый час дня», и как было сказано на гробнице, это произошло после того, как «он правил в Стране Молдавии в течение 47 лет и 3 месяцев».







О том, что храм, как и большинство знаменитых церквей Сучавы, был расписан снаружи, утверждает летописец Иоанн Некулче. У него встречается упоминание, что стены собора Успения Божией Матери были «покрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружи». Это свидетельство видимой жертвы Богу великого румынского святого. Основа святости Стефана видна в словах, сказанных незадолго до смерти: «Господи, Ты единственный, Кто знает, что в моем сердце. Никакая ересь, никакой обман, даже пламя юношеской страсти не смогли соблазнить меня. Но помоги мне укрепить свою веру на камне, который есть Сам Христос, чей крест я всегда держу у своей груди, и свою жизнь приклонить Тебе. Имею надежду непоколебимую к Отцу веков, с помощью Которого победил и изгнал всех врагов».

В храме Успения Богородицы хранится частица мощей св. Даниила Отшельника. Пещера, где подвизался св. Даниил, сохранилась, и в нее мы заехали после монастыря. Преподобный Даниил Отшельник был духовным отцом Стефана Великого. В Путне находится немало и других святынь: чудотворная икона Божией Матери, мощи трех святителей - Василия, Григория и Иоанна, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца… В обители есть восемь икон конца XIV - начала XV века, которые называют «Рублев Путны».

С наружной стороны собора, справа от алтаря, покоится святитель Илия (Иорест), постриженик Путны, бывший митрополитом Трансильвании. Он стал исповедником во времена гонений, развязанных мадьярами-кальвинистами. После изгнания с кафедры и заточения святитель вернулся в Путну, где и закончил свой земной путь в 1678 году. Румынская Православная Церковь канонизировала митрополита Илию в 1955 году, день его памяти 24 апреля.





На сельском кладбище рядом с монастырем находится небольшая церковь времен воеводы Драгоша, считающаяся самым древним деревянным строением в Европе.

С началом работ в Путне несколько монахов вместе с каллиграфами и миниатюристами, основали в монастыре школу письма совместно с Нямецким монастырем. Тогда же была организована мастерская по вышивке, в которой были сделаны золотые и серебряные нитки, с дорогими шелковыми и драгоценными камнями, цеха по изготовлению керамических иконок, скульптур из дерева и камня. С момента основания Путна находился в центре внимания воеводы, который часто посещал его и постепенно развивал его. Церковь была необычайно велика для своего времени, но объяснялось это тем, что монастырь изначально планировался как царский и как некрополь для правителя, его семьи и преемников. Всего здесь захоронено 28 правителей, большинство из них принадлежат к знаменитой династии Мушатинов. Сам святой Стефан покоится под спудом внутри собора Успения Божией Матери - главного монастырского храма. По некоторым данные мощи царя исчезли во время войны с турками.





На протяжении веков Путна перенес много испытаний, пожары, нашествия и иностранную оккупацию, землетрясения, но они не смогли прервать его стремление к монашеской жизни и непрестанной хвалы Богу. Собор построен в типичном для румынской Буковины стиле, который также называют стефановым стилем: парящая крыша, входы с северной и южной сторон, полукруглые выдающиеся клиросы - вот его характерные черты. Но это не самый первый храм. Современная церковь была значительно перестроена Василием Лупу в 1653-1662 годах. В 1775 г. под оккупацией Габсбургов в монастыре происходят изменения, расширяется северная внешняя сторона новых келий (1852-1856), изменяется форма крыши церкви (1859 г.). Самое важное восстановление церкви и всего монастырского комплекса произошло между 1969 и 1988 годами. На южной стороне корпуса был перестроен Королевский дом, на старых основаниях строительства эпохи Стефана Великого. Это здание впечатляет, с этажом и чердаком, с верандами и декорированием керамикой вдохновленное молдавской архитектурой, и вместе с церковью и другими зданиями, восстановленными в последние десятилетия, возвращают монастырю блеск и великолепие времен Стефана Великого - основателя монастыря.

Часовня Св. Петра и Павла изначально была построена из дерева в 1758-1759 годах. Из камня ее возвели между 1854-1856 гг. Иконостас вырезан из дуба, с фитоморфными и зооморфными декоративными мотивами братьев Иоанна и Василия Размерита из Грумазэсти-Нямца. Фрески часовни - современное, византийское вдохновение, содержащее множество локализующих элементов, выполненных с талантами братьев Михая и Гавриила Морозана между 1979-1983 годами.

Единственное здание, оставшееся во времена Святого Стефана, было башней Казначейства, строительство которой было закончено в 1481. В нем были защищены во времена беспорядков чудесами этого святого места.

На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим.

Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955-1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой.



Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.

Музей является, пожалуй, самым богатым и самым ценным в стране, сохраняя объекты времен Стефана Великого и его непосредственных преемников. Он славится вышивкой, тканями, рукописями, изделиями из серебра, религиозными объектами. Самые ценные объекты это «Евангелие» (1487), Bell «Blagovestenia» (подарен в 1490 Стефаном), надгробие с гробницы Марии де Мангопа 1477 г. с ее портретом. Из икон чудотворная «икона Богородицы с младенцем» ХV в., которую, по преданию, доставила в Молдову Мария Мангуп, вторая жена Стефана Великого. Среди наиболее ценных рукописей в Путне является «Псалтырь» состоит из двух отдельных частей, соединенных между собой, первая, вероятно, написана в Нямц в эпоху Александра Доброго, а вторая в начале XVI в. в монастыре Путна. Очень ценна коллекция скульптурных крестов.

Трижды - в 1871, 1904 и 2004 годах - здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа “алтарем национального самосознания”».

Отдельной страницей в летописи монастыря вписано время строительства коммунизма. В 1959 году на основании декрета № 410 три четверти монастырей в Румынии были закрыты. Судьба монашествующих складывалась по-разному: одних посадили, других отправили по домам и «социально интегрировали», но и тем и другим пришлось не сладко, как впрочем и тем, кто продолжал нести монашеский подвиг в оставшихся обителях… Плодами их исповедничества стали тысячи верующих, пришедшие в монастыри после революции 1989 года и омоложение румынского монашества.



Сегодня румынские монастыри достаточно населенные. В Путну собирается братия со всей страны. Сейчас в обители подвизаются 95 человек, среди них один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха и 20 иноков.

В настоящее время в обители работают все традиционно бывшие там мастерские: иконописная, резьбы по дереву, ювелирная, реставрации церковной утвари и проч. Ныне здесь производят настоящие шедевры церковного искусства, не уступающие по качеству создававшимся ранее. Кроме того, монастырь славится своей технологией золотого напыления.

У обители большое подсобное хозяйство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. Они составляют как бы «вторую монастырскую общину».

В последние годы создан большой гостиничный фонд, который постоянно увеличивается.

У монастыря есть два скита - Сихэстрия Путней и Даниила Отшельника.

Сайт монастыря

Mănăstirea Putna | Prima pagină


Situl mănăstirii Putna

www.putna.ro


Хотелось бы еще сказать о поэте Михае Эминеску, которому на территории монастыря установлен бюст.



Михай Эминеску для румынской культуры и румынского языка, конечно, больше, чем просто поэт. Его творчество для румын значит так же много, как для русских творчество Пушкина, для поляков - Мицкевича, для украинцев - Шевченко, а для немцев - Гейне. Эминеску считается основоположником современного румынского литературного процесса и одним из светочей культурно-национального возрождения. Тончайший лирик, человек энциклопедических знаний, яркий публицист, полемист, находившийся на острие проблем эпохи - Эминеску мог бы сделать честь любой нации и любой культуре.

Центральным произведением Эминеску является поэма «Лучафэрул» (рум. Luceafărul - «Утренняя звезда»). Это произведение - одна из признанных вершин его творчества и румынской поэзии в целом. Работу над поэмой Эминеску начал в 1873 году и закончил перед публикацией в 1883 году. После выхода поэмы за Эминеску окончательно закрепился статус последнего романтика Европы и первого символиста румынской литературы. На основе сюжета поэмы «Лучафэрул» режиссер Эмиль Лотяну снимает фильм, а композитор Евгений Дога пишет гениальную музыку для одноименного балета.

Произведения Эминеску были переведены более чем на 90 языков мира. Наибольшее количество произведений переведено на немецкий и венгерский языки. На русском языке есть также немало стихотворений поэта.

поездка, христианство, храм, православие, архитектура, румыния, вера, паломничество, монастырь путна, монастырь, путешествие, romania, orthodox

Previous post Next post
Up