На южном побережье Охридского озера находится монастырь святого Наума. Это старейший монашеский центр в Македонии, возникший еще в IX-X вв.
Мы отправились в него утром, так как до него 30 км от Охрида и там большая территория, а мы еще хотели после обеда посмотреть храмы в городе.
Доехали мы, к счастью, быстро. Дорога была почти пустая, потому что был рабочий день, и прохладная погода мая спугнула туристов.
Майская зелень Македонии - это непередаваемая картина, каким бы крутым не был ваш фотоаппарат.
В монастыре святого Наума нас первыми встретили громкие крики … это павлины. Эти птицы живут давно при монастыре и прогуливаются не только у главного храма, но и по всей территории монастыря.
Территория вокруг монастыря святого Наума является одной из самых красивых на берегу Охридского озера.
Великолепная зелень, два романтических маленьких острова (один покрыт густым лесом, на нем гнездится множество птиц, посещения острова запрещены), окруженный источниками реки Черный Дрин, просторный песчаный пляж, сам монастырь и панорама с холма, на котором он расположен, - все это делает его одним из самых привлекательных мест для пикника.
В вот и вход в монастырь
Монастырь Св. Наум был изначально построен на скале над озером, откуда открывался прекрасный вид на Охридское озеро, город Поградец в Албании и окружающие горы.
Первоначальная церковь Наума была посвящена святым Архангелам Михаилу и Гавриилу.
Церковь была построена на этом месте в 900 году н.э. как памятник славянскому просветителю святому Науму Охридскому, ученику Кирилла и Мефодия, современнику и сподвижнику Климента Охридского. Святой Наум был также похоронен там в 910 г.
Церковь архангелов монастыря Святого Наума вместе с церковью святого Пантелеймона монастыря святого Климента в Охриде являются самыми ранними известными славянскими памятниками церковной архитектуры в районе Охрид.
Церковь имеет форму трилистника и относится к стилю средневекового славянского зодчества, сохранившегося в период деятельности Климента и Наума на территории Македонии. Есть три письменных свидетельства о жизни и деятельности Наума Охридского и его монастыря. Автором самой ранней записи, названной «Житие Наума», был один из его современников и учеников. Перевод этой записи выполнили и опубликовали Иван и Николай Милошеви из района Дебар в XV в., она была найдена в 1906 г. в монастыре Зограф на Афоне. Вторая славянская запись о жизни Наума Охридского сохранилась в антологии XVI в. Третья запись написана на греческом языке была составлена архиепископом Охридским Константином Кавассилой. Ряд новых, ранее неизвестных, сведений был обнаружен в летописи монастыря святого Наума.
Летопись, которая хранится сегодня в Охридском историческом институте, датируется второй половиной XIX в. Ее автором был священник Димитрий Петру, родившийся в Охриде. Летопись содержит многочисленные интересные сведения о настоятелях монастыря, строительстве и землях обители. Например, Димитрий Петру в своей летописи пишет, что в 1846 г. настоятель Серафим I намеревался снести храм Наума и заменить его большим, высеченным из камня святилищем. По неизвестным причинам он отказался от своего намерения. Хроника также пишет о большом пожаре, который чуть не сжег дотла большую часть монастырского комплекса в ночь со 2 на 3 февраля 1875г. В ходе исследований, проведенных после Второй мировой войны, в 1955 г. профессор Димс Косо обнаружил остатки первоначальной церкви, построенной во времена Наума. Так, наконец, была раскрыта тайна монастыря Наума. Оригинальная церковь была разрушена во время турецкого периода. Раскопки выявили много новых фрагментов информации о реконструкции церкви с течением времени. Выяснилось, что изменения в прошлом носили такой характер, что облик первоначального монастыря Наума был полностью изменен. После завершения археологических раскопок и консервации остатки первоначальной церкви были снова засыпаны землей. Над ними был сделан новый пол, а руины первоначальной церкви были отделаны черным и белым мрамором. Таким образом, посетителям предоставляется возможность хоть как-то ощутить прежнюю форму этого памятника, одного из самых ранних в славянской архитектуре.
Археологические раскопки и обследования монастыря Наума показали, что нынешняя церковь была построена на фундаменте первоначальной церкви в период между XVI и XVII вв. Нынешняя церковь была реконструирована и увеличена в несколько раз. Так, к концу XVII в. храм Наума был реконструирован путем возведения купола над притвором храма. Купол должен был быть построен раньше, иначе иконостас не мог быть установлен в 1711 г., так как он был выше старого свода. Во второй половине XVIII в. над папертью церкви Наума был построен купол. Самая последняя значительная реконструкция была проведена в конце XVIII в., то есть в 1799 г., когда была построена усыпальница.
В церкви нет ни одной фрески времен Святого Наума, ни доказательств, что были какие-либо фрески в начале X в. В этом отношении судьба монастыря Наума та же, что и у Климента, там тоже не было найдено ранних фресковых росписей на развалинах первоначальной церкви. Стены, за исключением некоторых фрагментарных фресок XVI и XVII вв., обнаруженных в 1962 г., были расписаны фресковым живописцем Трпо. Согласно дарственной надписи на внутренней стене над входной дверью, он написал фрески в центральной части церкви во времена настоятеля Стефана и закончил их в 1806 г. Дарственной надписи, где паперть, не обнаружено, однако стилевые и иконографические особенности фресок составляют единство с теми, что сохранились в других частях храма Наума. В усыпальнице, над могилой Наума, находится композиция "Вознесение Наума". Среди фигур над могилой Наума, рядом со славянскими просветителями Кириллом и Мефодием, находятся портреты его учеников Климента, Горазда, Ангелария и Саввы.
Они могут быть узнаны благодаря тому, что художник Трпо, в своей уникальной композиции Седьмочисленники, где паперть, также добавил их имена. Над могилой Наума возвышается еще одна фигура-молодой дьякон без бороды и усов. По словам искусствоведа Цветана Грозданова, это портрет Лаврентия, еще одного ученика Кирилла и Мефодия, также упоминаемого архиепископом в его обширном труде "житие святого Климента Охридского". На стене усыпальницы Наума есть сцены из жизни и чудес св. Наума Охридского. В настоящее время это единственная группа в монументальной живописи, которая имеет особое значение. Также на стене находится пять сцен в виде круга. Они были написаны в соответствии с верой в чудеса Наума, которые происходили и пересказывались в поселениях вокруг монастыря. Это сцены: «медведь, запряженный в плуг»; «окаменевший монах, пытавшийся извлечь тело святого Наума из гроба»; «исцеление душевнобольных»; «человек у ворот монастыря, ворующий коней»; «ведро, которое оставляет дыру в камне».
Источник
http://www.360macedonia.com/en/st-Naum-of-ohrid/monastery-st-naum-of-ohrid Архитектура монастыря
С виду монастырь святого Наума выглядит несколько необычно: пирамидальные своды вместо куполов, просторные портики у парадного входа. На фоне однотонной мощеной площади и пестреющей зелени собор смотрится очень гармонично. Если смотреть на здание со стороны озера, то создается ощущение, будто бы оно нависает над крутым обрывом.
Внутреннее убранство монастыря впечатляет. Прежде всего бросаются росписи, повествующие о жизни и подвигах святого Наума. Иконостас обрамлен изящной резьбой времен позднего Средневековья. А среди икон особой художественной ценностью обладают «Распятие Христа» и «Вход Господень в Иерусалим».
Колонны монастыря украшают старославянские надписи. Один из текстов считается древнейшим образцом кириллического письма. В древности при монастыре работал центр славянской письменности и здесь были заложены основы охридской литературной школы.
Существует много легенд о чудесах, происходящих со святыми иконами. С иконой Богоматери, хранящейся в стенах монастыря, тоже происходят необъяснимые вещи. Икона не желает покидать свою позицию слева от центрального входа. Сколько ее не пытались перевесить, она чудесным образом возвращается на прежнее место.