Караимские кенасы - это не просто достопримечательность «Малого Иерусалима» в Евпатории, это в первую очередь храмовый комплекс караимов.
Сначала мы познакомились с их кухней. Кафе национальной кухни - «Караман» находится рядом с кенасами.
Экскурсия в кенасы проходит по определенным часам, поэтому на нее ходила отдельно.
На экскурсии рассказывают не только про храмовый комплекс, но и про самих караимов, которых по сегодняшним данным осталось 2500 человек, но не все они уже чистокровные караимы.
Крымские караимы - малочисленный коренной народ Крыма. По переписи на 2014 г. на полуострове проживало 545 караимов, из которых 135 - в Евпатории. Максимальная численность караимов была зафиксирована в 1914 г. - 14.000 чел. Формирование этноса происходило в конце Х в. объединением различных народов на основе единой религии - караимизма с восприятием тюркской культуры, занесенной в Крым гуннами и хазарами, а позже - печенегами и половцами. Исконные места проживания караимов в Крыму - крепости Кырк Йэр (Чуфут Кале) и Мангуп Кале, Феодосия, Солхат, Старый Крым. С приходом в Крым в XIII в. ордынцев караимы попали в вассальную зависимость, но при крымских ханах пользовались тарханным правом. После присоединения Крыма к России караимские общины появляются в Москве, Санкт-Петербург, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Новороссийске и других крупных городах империи.
С 1837 г. Евпатория на государственном уровне была определена местом духовного и административного центра караимов в России, в городе располагались важнейшие караимские институции. Караимами для своей столицы - Евпатории - сделано много добрых дел: на их средства построен театр им. А.С. Пушкина, городская библиотека, два ремесленных училища, с/х школа, первый в России бесплатный детский санаторий, многие здания в городе. На протяжении всего предреволюционного века на должность главы городской администрации, за единственным исключением, избирались караимы.
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. крымские караимы сохранили верность российскому престолу и оказали существенную помощь российской армии.
В храмовом комплексе можно увидеть портреты и почитать биографии известных каримов.
Сами каримские кенасы - памятник культурного наследия XVIIIв. Это действующий храмовый комплекс и находится на месте старого. Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма XVI в. и продолжалось 15 лет. Этот ансамбль построен на площади 0,25 га по проекту Самуила и Соломона Бобовичей (Бабовичей).
Территория комплекса условно разделена на виноградный, мраморный, мемориальный, ритуальный, учебный дворы, а также дворы ожидания молитвы и двор большой кенасы.
Здесь же расположены здания двух действующих храмов, мраморный обелиск в память о пребывании Александра I, лапидарий, мемориал, солнечные часы, ядро российского оружия и другое.
В стену большой кенасы вмонтировано ядро от неразорвавшегося снаряда, выпущенного из русского орудия в годы Крымской войны 1857 г.
Экскурсия начинается с виноградного двора.
На его территории расположены письмена на плитах итальянского мрамора, которые повествуют о караимах-благотворителях, здесь же можно прочитать на русском историю караимов и их вероисповедания.
Караимизм относится к монотеистическим религиям. Базируется на текстах Священного Писания Старого Завета.
Здесь же рассказывается о языке караимов.
В мраморном дворе расположены - псалмовые стихи.
На территории комплекса действуют малая и большая кенасы. Малая - для молитвенных собраний в будни. Большая (восстановлена в 2005г.) - для праздничных богослужений.
В Крымскую войну на территории комплекса располагались арсенал и конюшни турецкой армии. В период немецкой оккупации действовала малая кенаса и музей.
Внутрь кенас не пускают, можно только сфотографировать.
В настоящее время действует весь храмовый комплекс.
Начало