"Вы, вероятно, знаете, что согласно анекдоту, пересказанному Садулем, первый тревелинг в истории кино случился в Венеции, когда люмьеровский оператор установил камеру и снимал какое-то здание, но тут дунул ветер (а в Венеции, как известно, улиц нет, есть только каналы), и гондола, на которой была установлена камера, поплыла, - так получилась первая панорама. Может быть, это действительно было так, а может и нет. Во всяком случае, это похоже на правду, потому что операторы Люмьеров очень боятся двигать камеру, они думают, что кино - это только то, что происходит перед статичным аппаратом. Они еще находятся в плену той самой консервативно-традиционной точки зрения, согласно которой зритель должен быть статичен по отношению к происходящему...
[…]
Известно, что первой функцией кинематографа была функция этакого клуба путешественников. Операторы Люмьеров разъезжали по всему миру и снимали самые далекие и экзотические уголки земли, как бы давая зрителям возможность там побывать. Но опять таки... Дай нам сейчас в руки 8-миллиметровую видеокамеру и отправь снимать Париж, что мы там снимем? Понятно, что Эйфелеву башню, Собор Парижской Богоматери. Так в любом городе. Поезжайте в Питер - и снимете Адмиралтейство, иначе не поверят, что вы были в этом городе. Операторы Люмьеров снимали совершенно другое. Вот, скажем, сюжет, снятый в Вене. Что бы там сняли мы? Ну, скажем, Бургтеатр... А что нам показывают операторы Люмьеров? Плац, стена, дамы ходят под белыми зонтиками, пролетка проехала, какой-то франт в ней покрасовался, крутя ус... Конец. Или вот Нью-Йорк: улица (где-то в районе 40-х улиц, в районе Бродвея), надземка грохочет, люди идут... И все. Или вот Петербург. Кстати, замечательно снят Петербург. Камера установлена где-то в саду возле Невского, на повороте к Гостиному Двору. Пролетка проехала, мужик прошел в поддевке и т. д. Это поразительно! С одной стороны, операторы Люмьеров совершенно не видят мир, означенный какими-то известными достопримечательностями вроде Эйфелевой башни, с другой стороны - даже если бы они сняли Эйфелеву башню, их фильм пользовался бы меньшим успехом у зрителей, потому что Эйфелева башня - объект статичный. И какой-нибудь там Медный Всадник тоже статичен, а братья Люмьер и их операторы (и вообще все раннее кино!) были увлечены идеей движения. Предкамерного движения. Если вы посмотрите ранние киносъемки, любые, то обратите внимание на то, что оператор ставит камеру так, чтобы в кадр попало как можно больше движения...
[…]
Потому что идея кинематографа - буквально - это все-таки идея движущегося изображения. Любое туристское место статично любое живое место динамично. Поэтому выбирается живое место только для того, чтобы воплотить категорию движения."
(Сергей Добротворский, конспект лекции "Кино: история пространства", журнал "Киноведческие записки", 1997, из книги "Кино на ощупь")
Речь, по всей видимости, при упоминании Петербурга, идет об этом видео. Скорее всего о том, что в кадре Москва, а не Петербург, стало известно не так давно.
Click to view