Итак, после майской лени и июньского «Кинотавра» «Видеозал» подобно фениксу восстает из пепла небытия и удвоенной энергией начинает радовать вас крышесносящими бестселлерами. Разумеется, я помню, что путем голосования вы выбрали статью о создании «Вспомнить все» (Total Recall). Но вот незадача: под рукой в электронном виде ее у меня нет, а перепечатывать текст из журнала пока невозможно: открывающийся на этой неделе ММКФ при подобном раскладе способен снова парализовать сообщество. Поэтому ближайший месяц будет посвящен одной из пяти главных звезд видеозалов начала 90-х - Стивену Сигалу, о чьей непростой судьбе вы можете начать читать уже сегодня.
Схватки с якудза, секретные операции ЦРУ, разборки с мафией и стремительный взлет на кинематографический Олимп - жизнь Стивена Сигала с самого детства напоминала скорее приключенческий триллер, чем биографию реального человека. «Видеозал» разбирается, как самой многообещающей звезде Голливуда удалось достичь вершин славы и сгинуть в болоте второсортных боевиков.
Путь самурая
Победный марш Стивена Сигала по отечественным экранам начался с появлением его дебютной ленты - «Над законом». Поскольку видеопродукция попадала в нашу страну извилистыми путями, то основной копией, ходившей по видеозалам, оказалась европейская версия ленты, переименованная в «Нико». Популярность Сигала взлетела до небес, и каждый последующий фильм актера предприимчивые российские видеодельцы называли «Нико 2», «Нико 3» и т.д. вплоть до «Нико 6». При этом никого не заботило, что имя главного героя сменилось сначала на Мэйсона Сторма, затем на Джона Хэтчера и Джино Фелино - зритель исправно реагировал на порядковый номер.
Разумеется, с ростом популярности актера в массах, эти самые массы изъявляли желание узнать о своем любимце все. И вот тут-то и обнаружилось самое необычное: ни одно издание в мире не могло похвастать знанием полной биографии Сигала. Пришедший в кино из мира боевых искусств Сигал с первого дня окружил собственное прошлое ореолом тайны, и страждущим приходилось по крупицам вылавливать факты его бурной молодости из редких оговорок актера.
Достоверно известно было немногое: Сигал родился 10 апреля 1951 года в Лэнсинге, штат Мичиган, к северо-западу от Детройта. В возрасте семи лет он увлекся карате (поговаривают, что инициатором был отец, приведший мальца на соревнования). Позднее Сигал перебрался в Японию, где отточил владение восточными единоборствами, открыл собственную школу боевых искусств, а затем вернулся в США. На этом официальные факты заканчивались и начинались домыслы.
Из разрозненных источников складывалась история, вполне достойная переноса на экран: самонадеянный юноша, в совершенстве владевший японским, прибыл на родину самураев с несколькими сотнями долларов в кармане. Зарабатывая на жизнь уроками английского языка, он оплатил занятия в одной из престижнейших школ, где изучал искусство айкидо, кендо и карате. Естественно, японцы сторонились огромного чужака (в Сигале почти два метра роста) и не слишком-то старались передать ему свои знания. Чтобы добиться желаемого, Сигал соблазнил дочь владельца школы, а когда та забеременела, пришел к сенсею просить ее руки. Тесть был не в восторге, но законы чести обязывали его дать согласие. Стивен и Мияко поженились, и уже спустя год, в 1976-м, на свет появился первый ребенок Сигала, нареченный Кентаро.
Брак стал для Сигала серьезным трамплином: Фуджитани-сан обучил его всему, что знал сам. Четвертый дан айкидо и черный пояс по карате вкупе с бесшабашностью юности постоянно заставляли Сигала искать приключения. Он регулярно отправлялся на прогулки по самым злачным местам Токио, где ввязывался в драки и неизменно выходил победителем. Его владение боевыми искусствами было столь совершенно, что он не побоялся открыть в городе собственную школу.
Статья о школе Сигала из японской газеты
Мастера старой закалки были возмущены: гайдзин будет обучать японцев японской борьбе?! Но уникальный стиль, созданный Сигалом, служил отличным поводом для молодежи отбросить предрассудки - в то время как старики учили дипломатии, белый здоровяк показывал, как применить свои знания на практике. Периодически в школу наведывались боевики якудза, но опыт и реакция Сигала никогда не подводили - в конце концов, мафия оставила Учителя Шигемичи (так звали его ученики) в покое. В этот-то момент Сигал и попал в поле зрения ЦРУ.
Под прикрытием
До сих пор толком неизвестно, состоял ли когда-либо Стивен Сигал на службе в разведывательном управлении. Даже виртуозу интервью Дэвиду Леттерману не удалось вывести актера на чистую воду - задав вопрос в лоб, он услышал двусмысленное: «Думаю, вы не найдете ни одного человека в агентстве, который признается, что работает в ЦРУ». Тем не менее, Сигал подтверждал, что выполнял для агентства особые поручения. Согласно официальной версии, некоторые из агентов, работавших в странах Азии, стажировались в школе у Сигала и шлифовали знание языка. Сам Шигемичи водил знакомства с высшими региональными чинами и изучал технику наблюдения и безопасности. «В любом случае, я был идеальным кандидатом для вербовки», - отмечал он.
Еще несколько темных лет в биографии актера предшествовали его возвращению в США. По слухам, за это время он успел поработать телохранителем Мануэля Норьеги и африканского епископа Дезмонда Туту, выполнить секретную миссию во Вьетнаме и даже стать охотником за головами в Азии. Что из этого - правда, а что - нет, известно одному лишь Сигалу.
В 1981 году Джон Франкенхаймер начал работу над совместным японо-американским проектом «Вызов». Это была низкобюджетная постановка, рассказывающая историю бывшего боксера, нанятого таинственным японцем для транспортировки в Японию древнего меча. Главные роли в фильме исполняли Скотт Гленн и Тосиро Мифуне, любимый актер Акиры Куросавы, снявшийся у великого режиссера в шестнадцати лентах.
По трагическому стечению обстоятельств Ёшио Сёгино, ставивший поединки для Мифуне на «Семи самураях», «Йоджимбо» и других картинах Куросавы, скончался незадолго до старта pre-production, и Франкенхаймер пребывал в откровенном замешательстве - на ум ему не приходил ни один хореограф, способный удовлетворить взыскательного Мифуне. На счастье режиссера, у близкого друга Сёгино по имени Оноха была кандидатура на эту должность. В то время имя Сигала гремело на всю Японию, его считали не только отличным бойцом, но и хорошим фехтовальщиком, поэтому Оноха предложил работать на картине именно ему.
Мифуне был в бешенстве - самурайский менталитет бунтовал против доминирования иностранца. Говорят, что в тот же день, как стало известно об утверждении Сигала, он позвонил Онохе, находившемся в другом городе, и спросил: «Что это за белая свинья?». На следующее утро Оноха стоял на пороге дома Мифуне. Легенда гласит, что прибывший произнес всего одну фразу: «Он лучший из всех, кого я знаю», после чего поклонился и ушел.
Кадры из фильма «Вызов»
Тем временем сам Сигал собрал вещи, попрощался с семьей и вылетел на съемки в Штаты. Больше Мияко не видела своего благоверного, решившего осесть на Земле Равных Возможностей и открыть в Лос-Анджелесе и Таосе школы айкидо. Стоит заметить, что в отличие от иных искателей приключений, съезжавшихся в Калифорнию со всех концов света с целью покорения Голливуда, сам Сигал попасть на экран не спешил. Скорее, работу киноконсультанта он воспринимал как некий забавный опыт и возможность познакомиться с влиятельными людьми, в чем ему неплохо помог «Вызов».
Картина не стала событием международного масштаба, более того, в Японии ее премьера состоялась сразу на видео, однако те немногие, кто фильм посмотрел, отмечали высокий уровень боевой хореографии. Разузнав на студии, что да как, заинтересованные продюсеры вышли на Стивена Сигала и предложили ему тренировать самого Шона Коннери для неофициальной серии бондианы «Никогда не говори никогда». Справедливо рассудив, что лишняя реклама его школам айкидо не помешает, Сигал согласился и… на одной из тренировок сломал седеющему Бонду запястье. Впрочем, Коннери понимал, что вины инструктора в этом нет, и некоторое время после съемок даже занимался в его школе.
Среди других почетных клиентов Сигала были как кинозвезды, так и закулисные воротилы шоу-бизнеса. Желающие повысить жизненный тонус на несколько дней вперед записывались на сеансы акупунктуры, стареющие супермены изучали пластику барса в спортивном зале - популярность занятий у Сигала вскоре уже не уступала его японскому паблисити. Джеймс Кобурн постоянно приводил Сигала на всевозможные ток-шоу, где тот демонстрировал искусство владения ножом, а Эдриенн Лярусса из «Дней нашей жизни» воспылала к сенсею страстью и в 1984 году вышла за него замуж.
Первый скандал, связанный с именем Сигала, прокатился по Америке все в том же 1984-м: Мияко узнала из таблоидов, что ее «забывчивый» муж женился вторично, и подала на супруга в суд. Союз Сигала и Ляруссы был аннулирован, а оскорбленная актриса порвала со вчерашним мужем все отношения. Но топить горе в алкоголе Сигал явно не собирался - одной из его постоянных клиенток была фотомодель и начинающая актриса Келли ЛеБрок, внимания которой он стал добивался всеми известными ему способами. Несколько месяцев спустя они уже жили вместе на вилле Келли, где и состоялась судьбоносная для Сигала встреча.