В первой части мы вспомнили, как начинали свой бизнес "новый русский" и "новый китаец".
Если коротко, то новый русский воспользовался своим гениальным умом клановыми связями отца из советского министерства и делал карьеру бизнесмена-финансиста любыми способами (в том числе и путём вступления в КПСС, конвертации рублей в доллары и обратно, знакомтсву с другими пройдохами).
Новый китаец был в школе дурак дураком, но в бизнесе оказался не дурак и начал быстро богатеть на ниве интернет-торговли.
Новый русский накопленные финансовые активы начал конвертировать в горно-рудный бизнес по добыче цветных металлов (нет, он ничего не построили. Он же не дурак, чего-то строить. Он просто через знакомство с советско-российским чиновником, фактической акулой социализма, купил у государства за 170 млн.долларов огромное предприятие мирового значения, которое до этого тот красные директора и чиновники довели до долгов в 2 миллиарда долларов).
Затем алчный подонок покупает захватывает в 2006 году ещё и золотодобывающую компанию.
Хотя обе интернет-компании новго китайца добились впечатляющего первоначального роста, начинает проявляться недостаток опыта Ли Сяна в качестве менеджера и предпринимателя. Веб-сайты не возвращают ожидаемых доходов. Только когда Цинь Чжи, опытный бизнес-менеджер (фактическая акула капитализма) с гарвардским образованием, присоединяется к Autohome в начале 2007 года, когда все начинает меняться. Цинь излагает рабочие процедуры, создает стратегию маркетинга и продаж и превращает компанию в гораздо более профессиональную компанию. Доходы увеличиваются в несколько раз, и Цинь берет на себя роль генерального директора, поскольку Ли признает, что он лучше подходит для этой работы.
Новому русскому теперь уже миллиардеру мало позолоченного никеля, он решает заняться инновациями, войдя в наблюдательный совет "РОСНАНО" и в президентскую ( при ДАМ ) Комиссию по модернизации и технологическому развитию. Теперь вы понимаете, почему у нас всё так хреново и с тем, и с другим? До этого махинатор успел выйти в кэш перед самым кризисом 2008 года, продав часть своей никеливой доли аллюминиевому магнату.
В 2008 году финансовый кризис серьезно сказался на доступности денег и рекламных бюджетов компаний. У быстрорастущей компании Autohome внезапно возникли проблемы, поскольку их поток доходов иссякает. Цинь решает продать 55% PCPop и Autohome австралийской маркетинговой и телекоммуникационной компании Telstra. Теперь Ли не только потерял должность генерального директора, но и потерял контроль над своей компанией.
Тем не менее, на возрождающемся после кризиса автомобильном рынке Autohome продолжает расти, как и прежде, и вскоре все цели достигнуты. В настоящее время Autohome является крупнейшим новостным сайтом, крупнейшим автомобильным онлайн-сообществом и крупнейшим онлайн-реселлером в Китае. В 2013 году Autohome размещается на Нью-Йоркской фондовой бирже, что очень радует Telstra и нескольких менеджеров Autohome. Три года спустя Telstra продает оставшиеся акции китайской страховой компании Ping An.
К тому времени и Цинь, и Ли больше не подключены к Autohome. Цинь делает карьеру в Telstra, но выступает против продажи компании Ping An. Когда это происходит, он отказывается от должности директора Autohome и покидает компанию. Ли покидает Autohome почти на год раньше. Он строит новые планы.
в 2010 году инвестиционная группа нового длинного русского сходится с белорусской частной автостроительной компанией и объявляет о проекте создания городского гибридного автомобиля. К концу 2010 года длинный презентует четыре "прототипа", но представляющие из себя макеты-макеты в виде дизайнеского "кузова" на металлической раме с бензиновым двигателем.
2011 год длинный русский презентует 3 гибрид-концепт-кара и начинает лихорадочную рекламную компанию, колеся по Европе и России со своими бусами концепт-карами, собирая "предзаказы" и "пожелания". Одновременно длинный пройдоха заявил о желании избраться Главным Начальником России.
2012 год имитация бурной автостроительной деятельности продолжается длинным. Он меняет менеджмент, показывает картинки, делает пассы руками, тусуя напёрстки. Одновременно на этом фоне проходят выборы Главного Начальника России, где длинный занимает почётное 3-е место после реального Главного Начальника и после Главного коммуниста.
2013 год менеджеры автомобильного проекта нового русского махинатора объявляют об успешных испытаниях электрической трансмиссии.
уточняется год запуска производства - 2015. На новых концептах городского кроссовера от длинного стоят только интальянские бензиновые двигатели фирмы Фиат.
В начале 2014 года объявляется о заморозке проекта на необпределённый срок. Махинатор поднимает напёрстки и там никто не видит шарика ;-)
Оказалось, что за всё время т.н. "проекта" было сделано всего лишь 4 аппарата, которые более или менее можно назвать автомобилем!
И, самое главное, оказалось, что от неудачи проекта разорились лишь его технологические партнёры, а сам новый длинный русский продолжал богатеть.
2014 год оказался поворотным для Ли Сяна. Есть два события, которые определили его будущий курс. Сначала он получает свою Tesla Model S. На самом деле он один из дюжины или около того знаменитостей, которые доставили одну из самых первых Tesla в Китай на мероприятии, на котором присутствовал сам Илон Маск. Ли уже подумывал о том, чтобы так или иначе заняться транспортными средствами Новой энергии , и Тесла убеждает его, что это можно сделать правильно.
Все становится более реальным, когда Ли Бин (партнёр И. Маска в Китае и ещё один строитель электрокаров) предлагает ему стать соучредителем NIO. Ли Сян серьезно рассматривает эту возможность, но в конце концов отклоняет предложение. После разговоров с Ли Бином он подозревает, что у них будут противоречивые представления о будущих электромобилях. Тем не менее, Ли Сяну настолько нравится инициатива Ли Биня, что он стал одним из первых инвесторов с несколькими миллионами долларов из собственных средств.
Год спустя Ли Сян уходит из Autohome и в апреле 2015 года основывает компанию Beijing Chehejia Information Technology. Теперь у него есть собственная автомобильная компания.
В то время как Ли Бин и NIO следуют генеральному плану Tesla, начиная с дорогих электромобилей и заканчивая массовыми моделями, у Ли Сяна совершенно другой подход. Он видит, что его новая компания изначально будет расти на двух очень разных моделях под кодовыми названиями SEV и SUV. SEV - это небольшое решение для городской мобильности, а внедорожник - большой автомобиль дальнего действия для междугородних поездок. Beijing Chehejia, что, кстати, переводится как «Автомобиль и дом», первым начинает разработку SEV.
В Китае LSEV (низкоскоростные электромобили) представляют собой особый вид транспортных средств. Автомобили имеют очень простую технологию, приводятся в движение двигателем мощностью около 4 кВт и обычно имеют свинцово-кислотные батареи в качестве накопителя энергии. Для управления таким LSEV лицензия не требуется. В некоторых регионах страны они пользуются большой популярностью, поскольку пользуются попустительством местных властей (по закону их не пускают на большинство дорог) и стоят очень дешево. В то же время аналитики, а также Ли Сян, ожидают, что центральное правительство примет набор общенациональных правил для этих автомобилей (на основе новых правил ЕС для таких автомобилей) и сделает их законными.
Chehejia разрабатывает свой SEV в соответствии с этими правилами ЕС, но его конструкция далека от сверхдешевых LSEV, к которым привыкли китайцы. SEV - современный двухместный автомобиль (пассажир сидит за водителем, как в Renault Twizy) с современными технологиями, такими как современные двигатели и съемная литиевая батарея, которую можно взять из автомобиля и зарядить внутри. дом хозяев. Хотя SEV должен быть доступен для частных покупателей, Ли Сян в основном ориентируется на услуги каршеринга и такси. Chehejia даже достигает соглашения о создании совместного предприятия с Didi, крупнейшей китайской компанией по оказанию услуг такси, в 2018 году, но вскоре после этого план проваливается.
Получается, что центральное правительство не собирается с легализацией категории LSEV. Это настоящая неудача для Chehejia. Компания построила современное производственное предприятие в Чанчжоу (провинция Цзянсу) и уже начала мелкосерийное пробное производство SEV. Однако в первой половине 2018 года Chehejia полностью списывает проект и продает все активы (включая прототипы, аккумуляторы и интеллектуальную собственность) третьим лицам. Интересно, что SEV больше никогда не появлялся под другим брендом.
Это означает, что для Chehejia все возвращается на круги своя, и им нужно продвигать свой проект внедорожника. Это совсем другой вагон, 5 метров в длину и вместимостью шесть-семь человек.
Прежде чем мы получим автомобиль, давайте сначала посмотрим на корпоративные разработки. Уже в 2017 году Chehejia начинает подготовку к международному IPO, учреждая Chehejia Technologies на Каймановых островах. Зарубежная компания берет под свой контроль операции в Китае через дочернюю компанию в Гонконге и учреждает предприятие с переменной долей (VIE) с Beijing Chehejia. Мы видели эту структуру раньше с NIO и другими. Он предназначен для того, чтобы разрешить иностранные инвестиции в китайскую компанию, деятельность которых ограничена китайским законодательством.
В 2019 году Chehejia Technologies переименовывает себя в Leading Ideal Inc. Это, конечно, довольно смелое название для начинающей компании. Это перевод китайской фразы Lixiang Zhizao, обратите внимание на имя основателя в первой части. Некоторое время торговая марка также называлась Leading Ideal, но в 2020 году компания сокращает ее до LI Auto, а компания переименовывается в LI Auto Inc. На китайском языке бренд часто называют Lixiang.
Вернуться к машине. LI представляет One, как они называют свою первую модель, в апреле 2019 года, а производство начнется в ноябре. Фактические поставки начнутся в начале 2020 года. The One заметно отличается от предложений NIO и Xpeng, двух его основных конкурентов и идейных братьев. В то время как два других, по крайней мере, пытаются изображать себя «полностью саморазвитыми», LI Auto объявляет о ряде крупных партнерских отношений с такими поставщиками, как Bosch, BorgWarner, Panasonic и Valeo. А во-вторых, One - это не полностью электрический автомобиль, а подключаемый гибрид. Или лучше, электромобиль с увеличенным запасом хода, такой как Chevrolet Volt.
У One есть батарея на 40 кВт⋅ч для пробега на электротяге около 180 км. А еще есть 1,2-литровый трехцилиндровый двигатель Dongan с турбонаддувом, который действует как генератор и не приводит в движение колеса. Комбинированный бензиново-электрический запас хода составляет 800 км, что намного больше, чем у китайских конкурентов. С двумя электродвигателями One является полноприводным и развивает общую мощность 240 кВт.
Производство осуществляется на готовом заводе в Чанчжоу. Как обычно, LI Auto должна получить разрешение на производство, чтобы иметь возможность продавать автомобили. Он находит это разрешение у Lifan, когда-то популярного частного производителя автомобилей, базирующегося в Чунцине. У Lifan есть два таких разрешения, по одному на каждую единицу легкового автомобиля. В декабре 2018 года LI Auto приобретает одно из таких подразделений, Chonging Lifan Automobile. Перед сделкой большая часть активов перешла в другой автомобильный бизнес Lifan, но разрешение и завод являются частью сделки. После того, как LI Auto передаст разрешение своей холдинговой компании и передаст завод новой дочерней компании, остальная часть Lifan Automobile будет утилизирована.
LI Auto - относительно экономная компания. Конечно, до сих пор это компенсирует убытки, но в меньшей степени, чем другие стартапы. Первоначально LI Auto финансируется за счет частных инвестиций, Meituan (интернет-магазин) и Bytedance (разработчик программного обеспечения, наиболее известный благодаря приложению TikTok) являются наиболее известными из них. Но LI Auto не зря создала структуру VIE. В июле 2020 года компания выходит на американскую биржу NASDAQ, что приносит миллиард долларов. Второй листинг в Гонконге следует в начале этого года, снова привлекая значительное количество новых средств. В отличие от своих предыдущих предприятий, Ли Сян по-прежнему контролирует большинство прав голоса.
С доставкой, начавшейся в разгар пандемии коронавируса, LI One делает медленный коммерческий старт. Поначалу продажи идут хорошо, но сильно отстают от NIO и XPeng. Но медленно и неуклонно автомобиль растет в китайской аудитории, и продажи все время растут, вплоть до того, что LI Auto догнала NIO и XPeng. The One - влиятельный автомобиль, поскольку традиционные конкуренты представляют аналогичные автомобили. Например, новый Lantu (Voyah) Free от Dongfeng и Seres SF5 «Huawei Inside» работают по одному и тому же принципу. Ли Сян, возможно, создал новый автомобильный ажиотаж.
Интересно отметить, что «Три новые силы» китайского автомобилестроения могут очень хорошо сосуществовать, потому что каждая из них выбрала свой подход к рынку. NIO фокусируется на клиентском опыте, XPeng - это бренд для фанатов технологий, а LI Auto решает проблемы с ассортиментом. Они все берут кусок пирога без особой прямой конкуренции. Следующим шагом для LI Auto станет внедорожник еще большего размера, с большей мощностью и большим пространством.