Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря на 22 июня 1941 года охраняли 666 застав, 485 из них подверглись нападению в первый же день войны и ни одна не отошла без приказа.
Если для всей страны фактор внезапности гитлеровского нападения сыграл роковую роль, то для пограничников в первых боях он оказался второстепенным. Они были готовы к отпору - подготовка войск вермахта осуществлялась на глазах.
«Пограничные наряды, стоящие на пути движения передовых отрядов германских войск, и заставы, на которые был обрушен сильнейший огонь всех видов тяжелого вооружения, проявили невиданную стойкость, - писал начальник Управления политпропаганды войск НКВД генерал-лейтенант Петр Мироненко. - В большинстве случаев гарнизоны пограничных застав гибли до последнего человека».
На захват линии погранзастав германским командованием отводилось 15-30 минут, но они сопротивлялись часами, днями, неделями - до последнего бойца, до последнего патрона. 250 застав продержались до 24 часов. 16 оборонялись двое суток, 20 - трое, 43 - пять. 67 пограничных застав задержали противника до двух недель, 51 застава - более двух недель. И, наконец, 50 опорных пунктов на границе держали оборону свыше двух месяцев.
Величайшая стойкость и мужество, показанные бойцами, командирами и политработниками пограничных войск НКВД СССР, привели врага в смятение, вызвали страх, который не прошел у гитлеровцев до конца войны. «Пограничников в плен не брать!» - такой приказ отдало немецкое командование после первых же боев. На советской границе вермахт столкнулся с наиболее ожесточенным сопротивлением, именно здесь машина блицкрига дала первый сбой.
Однако противнику был бы нанесен еще более ощутимый урон, если бы руководством страны и Генеральным штабом не были допущены промахи и ошибки стратегического, оперативного и тактического масштаба.
Главным образом это выразилось в неподготовленности участков обороны застав и комендатур в инженерном отношении, что явилось следствием передислокации погранвойск в 1939 году - сразу после присоединения к СССР территорий Западной Украины, Бессарабии, Западной Белоруссии и Прибалтики. Граница сместилась на 200-300 километров от предыдущей линии, превращенной в тридцатые годы в сплошную полосу долговременных укреплений.
А начать интенсивное оборудование новых оборонительных рубежей не позволяли политические мотивы: все нужно было делать скрытно, в ночное время, чтобы не давать повода немцам усомниться, что СССР нарушает Пакт о ненападении.
12-миллионное население присоединенных областей трудно было назвать лояльным к новому для них коммунистическому режиму, более того, население этих земель считало русских агрессорами, а немцев - освободителями. Ситуацию усугубило отсутствие у погранвойск противотанковых средств и автотранспорта для маневра силами, остро ощущались перебои или полное отсутствие средств телефонной и радиосвязи.
Анатолий Иванько.
Военно-промышленный курьер. №23. 2019
https://vpk-news.ru/articles/50880