О самолёте.
Изготовлен ВАСО 21.06.2010г., зав.№27015040004
Летал - в ГТК "Россия" и "Саратовские авиалинии".
Несколько дней собирал информацию. Моё первоначальное предположение, исходя из большого разброса обломков и отсутствия крупных фрагментов - взрыв в воздухе, теракт.
После сообщения о том, что самолет не имел разрушений до столкновения с землёй, а так же из того факта, что экипаж не выходил на связь при развитии аварийной ситуации, основное предположение причины катастрофы - разрушение механизма перестановки стабилизатора, уход стабилизатора на механический упор, переход на слишком большой угол установки "на пикирование" в течение очень короткого времени (0,3-0,5 сек).
При этом самолет резко, с перегрузкой до 1,5-1,7 g уходит на пикирование и слабо реагирует на взятие штурвала на себя.
По информации из СМИ говорилось, что после взлета и набора ~2000 метров был провал по высоте (по данным службы движения), потом самолет снова перешел в набор, а потом окончательно начал резко снижаться.
Если это так, то скорее всего изначальный дефект привел к "клевку", экипаж пытался парировать, возможно управление стабилизатором ещё как-то сработало (и по информации скорее всего именно в этот момент экипаж доложил о уходе на Жуковский), но разрушение продолжалось. И далее самолет просто резко ушел в пикирование с нарастающей вертикальной скоростью. Сделать что либо экипаж уже не мог, ввиду перегрузок и скоротечности развития события так же не смог выйти на связь. Учитывая площадь разброса обломков и фрагментов, а так же состояние (мелкие части), можно предположить, что столкновение с землей произошло с вертикальной скоростью порядка 200-250 м/сек.
Так как рейс длинный, количество топлива на борту было порядка 10 тонн (max заправка по РЛЭ - 11400 кг), выработать топливо они не успели. Поэтому и взрыв был очень большой силы.
Память мне подсказывала, что аналогичная ситуация уже была.
Аналогичная катастрофа была в 1982 году с самолетом Як-42 СССР-42529. Но тогда разрушение МПС произошло на Н=7800 м. Кстати, экипаж тоже не смог выйти на связь, предположительно из-за возникших перегрузок. Тогда погибло 132 человека, а разброс обломков самолета был примерно 23 кв. км (правда, там из-за перегрузок самолет начал разрушаться ещё в воздухе).
http://airdisaster.ru/database.php?id=35В любом случае, дождемся выводов расследования госкомиссии.
PS
Если моё предположение о конструктивно-производственном недостатке по механизму перестановки стабилизатора правильное, то скорее всего самолет полностью снимут с пассажирских перевозок. Так как КБ Антонова находится сейчас в ситуации практически убитом, то непонятно, кто там будет заниматься доработками, внесением изменений в конструкцию, всеми дальнейшими облётами и выработкой рекомендаций экипажу и инженерному составу. Воронежский завод по определению делать этого сам не может, должен делать разработчик. В общем - грустно всё.
PPS
16.02.18
По мере появления дополнительной информации приходится отказываться от ранее озвученной версии. В данном случае самолет не при чем.
Два дня назад М.Толбоев резко высказался в духе "пилоты накосячили" и "надо спросить у Нерадько, что вместо пилотов мы готовим операторов-нажимателей кнопок". Магомед Омарович, конечно, эмоциональный человек, но все-таки профессионал высшей пробы.
Видимо да - простая ситуация, обледение ППД, что иногда происходит (также как иногда происходит и отказ указателя скорости, но это не приводит к катастрофам), на указателях скорости правого и левого разные показания по скорости. И в кабине - переполох и паника. Штурвал от себя, штурвал на себя, штурвал от себя, типа попытка разогнать самолет (не понимаю, о чем в кабине думали, что разгоним-пробьёт?) - и в итоге полный рот земли.
И ещё.
Посмотрел налет пилотов. Командир - Валерий Губанов, Тамбовское ВВАУЛ, 52 года (блин - ПЯТЬДЕСЯТ ДВА ГОДА), налет общий 5090 часов, на типе - 2146 часов.
Второй пилот, Сергей Гамбарян, общий налет - 812 часов.
ЭТО ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МАЛО.
Для справки. При СССР в гражданской авиации на магистральных авиалайнерах санитарная норма была 900 часов в год. Допускалось продление нормы на 10%, то есть до 990 часов. И норма практически всегда вылетывалась. У нас были ПИЛОТЫ, у которых налет составлял (ВНИМАНИЕ!) ПО ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЧАСОВ. Стать командиром корабля типа Ан-148 (ну, это как Ту-134) не имея налета на типе меньше 7000-8000 часов было нереально.
Про второго вообще молчу. 812 часов - это вообще налет за год-полтора вместе с училищем. То есть - не на Ан-148, а на Ан-2 или что-нибудь маленькое, местных линий, и утюжить небо, утюжить, утюжить, налетывать опыт...
А так - поубивали людей.