Нобелевская премия по химии 2023

Oct 04, 2023 22:33

была сегодня присуждена троим исследователям - Мунги Бавенди (Moungi G. Bawendi), Луису Брюсу (Louis E. Brus) и Алексею Екимову "за открытие и разработку квантовых точек". С чем я их сердечно поздравляю ( Read more... )

кванты, физика, химия, структуры, личное

Leave a comment

cmpax_u_pagocmb October 4 2023, 17:07:45 UTC
>>Если вы когда-либо смотрели программы на телевизоре QLED, вы видели эти наночастицы в действии. Но их также используют в биомедицинской визуализации и при обычном освещении<<

Ив чём выражается их действие в данных устройствах?

Reply

vida_louca October 4 2023, 17:33:30 UTC
С этим вопросом нужно обращаться к авторам статьи в QuantaMagazine.
Я же могу ответить на Ваш вопрос просто: "Они светятся разным цветом".

Reply

cmpax_u_pagocmb October 4 2023, 18:00:50 UTC
И какими же имеенно разными цветами они светятся, и причём тут "квантовые свойства"?
Я задаю эти вопросы вам, а не авторам статьи, поскольку вы написали этот пост с таким видом, что вы разбираетесь в том, что пишете, а не просто копипастите.

Reply

vida_louca October 4 2023, 18:02:41 UTC
Я не буду оправдываться перед Вами.

Reply

Есть боле понятные слова jescid October 4 2023, 19:38:32 UTC
QLED = Quantum dot LED TV, а квантовые точки ещё называют полупроводниковыми нанокристаллами (phosphorescent crystals) - в англ. вики нормальная статья, никакой такой оч. сложной квантовой механики там нет, кроме того из неё, что если облучать атом, то его можно возбудить - электрон перепрыгнет на орбиту выше - после чего спустится и излучит фотон ( ... )

Reply

Re: Есть боле понятные слова cmpax_u_pagocmb October 4 2023, 19:57:21 UTC
То есть вся "квантовость" заключается в излучении фотонов на одной волне?
По-моему, слово "квантовость" в данном случае - такая же профанация, как назвать красный фонарь "квантовым".

Reply

fivetimesdead October 4 2023, 21:37:24 UTC

Да, именно - потому что весь нанокристал ведёт себя "как один атом" и излучает так, а не набор разных волн. В том числе, волна излучения зависит от размера частицы одного и того же материала. И нет, это далеко не то же что "красный фонарь".

Мне кажется это скорее у вас странные ожидания от того, что в названии есть "квантовые". Нобелевку в конце концов дали именно за то, что за прошедшие года эта технология вышла за пределы фундаментальной науки и широко используется на практике (включая упомянутые выше QLED).

Reply

cmpax_u_pagocmb October 5 2023, 09:12:38 UTC
Он не ведёт себя как один атом, он просто излучает свет на одной волне.

Reply

fivetimesdead October 5 2023, 09:14:41 UTC

Да, "просто излучает свет на одной волне". И в чём проблема?

Reply

cmpax_u_pagocmb October 5 2023, 09:48:01 UTC
В том, что слово "квантовый" здесь ни к селу.

Reply

fivetimesdead October 5 2023, 09:51:49 UTC

Очевидно просто что вы и авторы названия вкладываете разные понятия в это слово, имеете право. Сам же термин идёт ещё с 1986 года, так что это уж точно претензия не к нынешнему решению Нобелевского комитета :)

Reply

Так по опредеделнию кванта же… jescid October 5 2023, 13:32:35 UTC
Сама вот эта модель (которая, кстати, много где ещё отлично работает) - возможность возбуждённого состояния атома физически - как переход электрона его на боле высокую орбиту, а потом возвращение его обратно с излучением кванта света (фотона) соотв. энергии (что определяет так же его длину волны), которую можно посчитать - это и есть квантовая механика.

Лучше бы вы задали вопрос: а почему длина волны излучённых фотонов может зависеть от размера кристалла и почему излучённые волны тогда с этого кристалла (и ансамбля его атомов всё же) оказыаются одной длины… :)

(дело, конечно, на самом деле не в размере нанокристалла именно… а разницах орбит соотв. атомов, если это именно нанокристаллы - где орбиты электронов вообще говоря распределяются по кристаллу… потому что да, квантовая механика, опять же :))

Reply

Re: Так по опредеделнию кванта же… cmpax_u_pagocmb October 5 2023, 16:58:12 UTC
>>с излучением кванта света (фотона) соотв. энергии (что определяет так же его длину волны), которую можно посчитать<<

Красный фонарик тоже излучает кванты света.

>>где орбиты электронов вообще говоря распределяются по кристаллу<<

В смысле "распределяются по кристаллу"?

Reply

Крсные фонарики разные бывают jescid October 5 2023, 19:18:37 UTC
Диодные, или просто за стеклом соотв. цвета - там же другой принцип, ни разу не квантовый.

> В смысле "распределяются по кристаллу"?

См. зоны Брилюена/зонная теория. Но лучше сначала смотреть рентгеноструктурный анализ кристаллов (когда увидели, что электроны в кристалле не крутятся каждый вокруг своего атома, что ещё, кстати, и обеспечивает проводимость/полупроводимость) и распределение электронов (их энергий) в кристаллической решётке.

Reply

Re: Крсные фонарики разные бывают cmpax_u_pagocmb October 6 2023, 07:56:37 UTC
>>зонная теория<<

Так она чем-то подтверждается?

Reply

Эм… jescid October 6 2023, 08:46:50 UTC
Ну вот классика полупроводников-кристаллов - это дырки-электроны, или p-n переходы ещё в школе объясняется и считается (есть соотв. задачки), насколько помнится…
Не исключаю, что и тут всё можно так же объяснить, но соотв. матаппарат я не знаю - ну, т.е., я не знаю - могут ли, скажем, синтезировать соотв. размера квантовую точку (нанокристалл) с заданым цветом излучения без применения рассчётов квантовой механики.

Так же я не знаю, какие именно рассчёты делают в микроэлектронике именно при производстве соотв. продукта.

Вопрос по зонной теории лучше ставить иначе (она то как раз - следствие прямых наблюдений, т.е. того самого рентгеноструктурного анализа) - используется ли именно она дале на производстве.

Reply


Leave a comment

Up