Как мы помогли американцам решить проблему пятнистости при использовании их автомобильных красок.

May 16, 2022 22:22


Требования оказываются разные к покраске заборов и автомобилей. Для заборов - дешёвая краска и основное требование для неё - укрывистость - чтобы не было видно непрокрасов. Для автомобилей кроме укрывистости важно выделение на поверхности дополнительной прозрачной компоненты в краске, которая после процесса запекания даёт всем известный лаковый глянец на автомобиле. Вот тут малейшие неровности и волны, невидимые на заборной краске, проявятся во всей ненужной "красе": тут и шагреневость как у апельсинной корки, тут и крупноразмерная пятнистость, связанная с разной индикатрисой отражения внешнего света. Последняя связана не только с укладкой частиц пигмента на предварительно загрунтованном металле, но и с неравномерной толщиной лакового слоя. Не забываем, что процесс запекания не менее важен для конечного результата, чем процесс покраски. Любая пятнистость на автомобиле - это брак со всеми вытекающими...



Покраска автомобиля в боксе краской металлик

В конце прошлого - начале нынешнего века мы у себя в лаборатории исследовали автомобильные краски американской компании PPG. Много интересного обнаружили и дали реальные советы, как избавиться от пятнистости для специальных - водоосновных металлизированных красок. С обычными красками типа "серебрянки", основанными на органических растворителях, американцы научились хорошо работать, а вот с более экологичными, где растворитель в основном заменялся водой - у них были серьёзные проблемы. В плане именно пятнистости. Но мы их благополучно решили, и заработали некоторую денежку.) Для себя и для родного института, бывшего тогда на голодном пайке.

Дополнено из комментария. Для нас это была физика, а химию меняли американцы.

Нам нужно было выяснить, как капли краски осаждаются на поверхность, какова газодинамика их осаждения. Почему последующие капли краски предпочитают осаждаться на уже осевшие, как влияют на этот процесс температура и влажность в боксе (это уже термодинамика). Выяснить, как происходит процесс растекания отдельных капель краски по поверхности и что происходит внутри капли с ориентацией алюминиевых плоских частиц (флеков) - это уже реология неньютоновской жидкости. Выяснить, как влияет на их окончательную ориентацию процесс запекания окрашенной поверхности (это оптика).

Эти процессы американцы плохо себе представляли, поэтому одни краски с очень хорошей рецептурой состава вели себя замечательно в смысле пятнистости и отражательных свойств окрашенной поверхности, а другие - из рук вон плохо. Они просто не знали, что им делать с точки зрения химии (состава краски). И как оказалось, они не умели измерять вязкость сложной по составу краски. Стандартные приборы у них были, но они плохо работали для таких красок и не давали нужных и понятных результатов. Мы сделали фактически свой прибор, как говорится, "из соплей и палок", но он давал нужные результаты.

Мы выяснили всё, что нужно, и дали соответствующие рекомендации. Они остались довольны.)

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

физика, химия, структуры, термодинамика

Previous post Next post
Up