Nov 30, 2013 21:43
За этот пост я бралась неоднократно. И не потому, что первое предложение не шло на ум. А потому, что, как правило, о хорошем пишут коротко из сжато. В тему обсуждения театральных постановок, а не романов (!) подкинул мне пищу для мозговой активности Ленком со своим "Пролетая над гнездом кукушки", благодаря которому я посмотрела на роман по другим углом, несколько отличающимся от того взгляда, который, кажется до сих пор пытается навязать старушка-преподавательница с непрочесанным пучком волос на макушке в моей Alma mater. Позволил он также заново открыть для себя многих актеров - Андрея Соколова, Ивана Агапова и (вот уж точно!) Андрея Леонова, герой которого пусть был местами комичен, но на общем трагическом фоне. Боюсь, невозможно теперь будет забыть то, как Леонов, с выражением лица и голосом беззащитного ребенка, объяснял, что все они не сумасшедшие, а душевнобольные - просто у них есть душа, но она заболела. Центральное место в постановке заняло противоборство двух сил - тирании (сестра Речид) и демократии (Макмэрфи), в котором все же победила тирания... Как всегда... И как всегда самым жестоким способом. Не знаю, кто может назвать лоботомию лечением, которое превращает из человека в растение. Но тирания всегда идет на крайние меры. Она вселяет во всех страх, как это и сделала Речид (ее жутко боялись пациенты), она проникает своей властью будто зловонием во все мельчайшие щели и управляет словно марионеткой всеми! Речид подвластен даже завотделением. Она цепко держит здесь всех, в том числе и заикающегося Билли, которого она пугает тем, что все расскажет его маме (он жутко этого боится, и Речид талантливо этим манипулирует) и, в итоге, доводит до самоубийства. Акценты режиссером расставлены так, что обычная для романа фраза становится для зрителей наставлением. Вообще это нравоучительная постановка. Позволяет взглянуть на себя со стороны, ведь в пациентах собраны все недостатки, которыми мы, не отвергнутые обществом, переполнены. Неважно, кто вы - бандит и бунтарь или, на первый взгляд, заботливая медсестра. Ведь судят по поступкам и мыслям, а не по регалиям, должностям и зафиксированным на бумаге заслугам. И ведь действительно, ради счастья многих платит всегда кто-то один. Платит, жертвует, а не стращает и понукает. Тот, кто позволил душевнобольным поверить в то, что общество от них не отвернулось, что они имеют право на нормальную жизнь, общение, дружбу. Соколов (Макмэрфи) сыграл сильно, но какой-то особой энергетики уловить не удалось. Выходить после спектакля на улицу совсем не хотелось. Но не потому, что было холодно или хотелось посмотреть спектакль еще раз. А потому, что увиденное надо было пережить в одиночку, не сбивать впечатление суетой и шумом, а закрыться в себе и спокойно переварить печали по оборотной стороне Луны, монолог Мартини (Иван Агапов), страдающего от галлюцинаций из-за одиночества, и многое другое. Об увиденном больше хочется молчать, и тихо думать об этом... Так тихо, чтобы даже сидящий рядом не услышал.
спектакль,
Ленком