Сначала стреляют бумага и слово...

Oct 15, 2015 12:55

Оригинал взят у victor_vos в Сначала стреляют бумага и слово...


В соседней Варшаве опять скандал, греющий душу официальных и записных украинских патриотов. Расово правильные украинские СМИ поспешили, ни о чем не задумываясь и ничего не анализируя (как обычно, в силу непроходимой тупости), сообщить, что официальная Варшава может выслать из страны посла России Сергея Андреева. Его уже типа вызвали в МИД Польши, чтобы объясниться. Относительно «неуместных слов и ложных оценок» дипломата, который заявил в интервью телеканалу TVN24, что «Польша несет ответственность за начало Второй мировой войны». Страшное для Польши обвинение.

Учитывая те жертвы, которые понесли поляки в войну (6 млн. чел. из почти 35-миллионного населения страны перед войной). И тот факт, что Вторая мировая вообще началась с нападения гитлеровской Германии именно на Польшу 1 сентября 1939 года.

Слова Андреева вызвали шквал негативных эмоций и высказываний представителей общественности. А представитель правительства Цезари Томчик вообще сказал, что польское дипломатическое ведомство имеет очень четкие ответы в таких случаях - начиная от ноты протеста и заканчивая выдворением дипломата из страны. Что заставило бесконтрольно изойти жиденьким украинских патриотов. Как же! Россию гонят взашей! Ура, ура, «чэргова пэрэмоха»!

И во всей этой перепалке, как водится, всплыли и знакомые и практически ритуально-сакральные фамилии, которые всегда звучат, когда кто-то хочет поспекулировать в свою пользу на истории Второй мировой и особенно на обстоятельствах ее начала. Премьер Польши Ева Копач сказала: «Я могла бы ответить одним предложением, очень твердым, но даже дети в Польше знают, что ни Риббентроп, ни Молотов не были поляками». Намекая на то, что немецкий и советский министры иностранных дел Иохаим фон Риббентроп и Вячеслав Молотов 23 августа 1939 года подписали пакт о ненападении и в тайном протоколе к нему согласовали план раздела и всей Европы вообще и Польши в частности на сферы влияния. И оккупации в случае чего. При невмешательстве сторон. Это-де и открыло путь Гитлеру к нападению на Польшу буквально через неделю.

С пани премьером можно согласиться на все 100%. Любые тайные протоколы о принесении какой-либо страны и ее народа в жертву агрессору - это позор дипломатии. И явной и тайной. Но история - это не только точная наука факта, но еще и точная наука о контексте и обстоятельствах, в которых происходили те или иные события. И в истории Польши есть еще одно имя - Юзеф Липски, граф и дипломат, видный германофил, который работал послом Польши в Германии с 1934 по 1939 год. Одним из первых его заданий было подписание договора о ненападении между Польшей и Германий. С чем Липски отменно справился и 26 января подписал пакт Липски-Нейрата (по имени главы МИД Германии Константина фон Нейрата, предшественника фон Риббентропа на этом посту). Договор известен также и как пакт Пилсудского-Гитлера, ибо лидеры двух стран стояли за подписанием этого договора. Причем Юзеф Пилсудский тогда был всего лишь военным министром, но решающе влиял на все ее общую политику.

И именно Пилсудского можно считать олицетворением той ситуации в Европе в 30-е годы прошлого века, которую можно охарактеризовать двумя словами «страх» и «эйфория». Все боялись всех, но особенно двух монстров, которые исполинами поднимались из пожарищ Первой мировой войны и на ошметках Версальской мирной системы. А именно СССР Иосифа Сталина и Германии, оказавшейся в руках Адольфа Гитлера. А вслед за страхом наступала эйфория, когда другим европейским странам удавалось хоть на бумаге, в виде дипломатических договоров, обезопасить себя от нападения. Обоих монстров. Опытный Пилсудский знал, с кем имеет дело, и потому старался обезопасить свою страну с двух сторон. В 1932 году он подписал пакт о ненападении с СССР, а через два года - с Германией.

И если непосредственный подписант - Юзеф Липски - испытывал практически щенячий восторг от сделанного и даже заявил: «Отныне Польша не нуждается во Франции… Она также сожалеет о том, что в свое время согласилась принять французскую помощь, ввиду цены, которую будет вынуждена платить за нее», то Пилсудский был мудрее. Уже смертельно больной, он как предчувствовал наступавшую общеевропейскую политику «умиротворения агрессора», смысл которой «сильные Европы той» - Великобритания, Италия и Франция, главные выгодоприобретатели из победы в Первой мировой войне - сводили к тому, чтобы стравить двух пугающих исполинов. Даже еще точнее - натравить требующего земли и территорий Гитлера на СССР Сталина. Под видом борьбы с «мировым злом - коммунизмом». Для этого Лондон, Рим и Париж готовы были отдать на съедение Гитлеру любого «европейского карлика». А Пилсудский не хотел, чтобы его Польша становилась таким карликом на заклание. Он боролся за безопасность своей страны.

Но это не отменяет тот факт, что пакт Липски-Нейрата вольно или невольно стал первым документом политики умиротворения Гитлера. Потому что в этом пакте Польша соглашалась с претензиями Германии на Чехословакию и практически сделала шаг к дальнейшему разделу и уничтожению этой страны. А как «тащился» от этого документа Гитлер, и говорить не приходится. Это был первый его дипломатический успех на посту немецкого канцлера (еще не фюрера).

А дальше понеслось. В 1936 году на соглашение с гитлеровским Берлином пошла Италия Бенито Муссолини, подписав в октябре 1936 года пакт об оси Берлин - Рим, договор о военно-политическом союзе двух стран. Через месяц он оформился в «Антикомминтерновский пакт» между Германией и Японией. А в следующем году к нему присоединилась Италия. Мир стремительно шел ко Второй мировой. Но в Европе старались этого не замечать и всячески умиротворяли Гитлера. Венцом этого процесса стал так называемый «Мюнхенский сговор» - соглашение, подписанное 30 сентября 1938 года премьером Великобритании Невиллом Чемберленом, премьером Франции Эдуардом Деладье, премьером Италии Муссолини и рейхсканцлером Гитлером. «Пацаны», мнящие себя «миротворцами» и «умиротворителями», передали Гитлеру Судетскую область Чехословакии и фактически предрешили ее судьбу. Через несколько недель она исчезла с карты Европы как самостоятельное государство.

А вот и две оценки этого пакта, о котором западные страны сейчас предпочитают помалкивать, тыча в нос пакт Молотова-Риббентропа. Премьер Чемберлен по приезду в Лондон и у трапа самолета потряс подписанным Мюнхенским соглашением со словами: «Я привез вам вечный мир!». А будущий премьер Великобритании и победитель Гитлера Уинстон Черчилль по этому поводу заявил: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну». Так оно и случилось.

Но политика частного, я бы даже сказал, приватного умиротворения Гитлера продолжалась. Ему хотели либо дать что-то малое, чтобы он решился на «большое» - пошел войной на СССР, либо старались договориться на двухстороннем уровне. Известны еще как минимум два двухсторонних пакта с Гитлером, которыми страны пытались обезопасить себя от войны и разгрома. И эти страны сейчас тоже особо рьяно тычут везде пактом Молотова-Риббентропа. Со все тем же Риббентропом 7 июня 1939 года подписали договора о ненападении Эстония (пакт Сельтера-Риббентропа) и Латвия (пакт Мунтерса-Риббентропа). По именам Карла Сельтера и Вильгельма Мунтерса, глав МИД Эстонии и Латвии. Обоих их вызвали в Берлин, даже познакомили с Гитлером и там все подписали - договорились о «вечном мире». И что? А ничего. Потом был пакт Молотова-Риббентропа. И можно было понять, что бумаги с договорами и красивые слова о мире уже тогда стреляли. Потому что всего лишь усыпляли бдительность ненужными иллюзиями.

И вот тут, на мой взгляд, уместно напомнить, что вредный и в чем-то позорный из-за своих тайных протоколов пакт Молотова-Риббентропа был подписан ПОСЛЕДНИМ из всех стран, которые хотели договориться с Гитлером «на двоих» и обезопасить себя от немецкого вторжения. И пакт этот не просто дал СССР передышку почти в два года, он переориентировал Гитлера на войну в Западной Европе. И началась она именно с того, что в апреле 1939 года Гитлер в одностороннем порядке аннулировал пакт Липски-Нейрата (Пилсудского-Гитлера) от 1934 года. «Вечный мир» с Германией для Польши продержался всего чуть более пяти лет. Для СССР, впрочем, тоже менее двух лет...

Но не это главное. Это мелочи дипломатической возни, которая все равно завершилась большой кровью. И в преддверии очередной годовщины подписания Мюнхенского соглашения, фактически развязавшего руки Гитлеру, об этом нужно помнить и польской премьерше Копач, и польским националистам-патриотам, и укровским любителям «нэньки» и ненавистникам России. На месте последних вообще следует подумать, чья бы мычала и чья бы молчала. Пакт Молотова-Риббентропа фактически положил начало окончательному «собиранию земель украинских». После него в 1939 году в состав Украины вошли Галичина и Волынь, которую полякам еще в 1920 году проср… извините, обещал Симон Петлюра и профукали красные полки Михаила Тухачевского после «чуда на Висле». В 1940-м Украине были «прирезаны» Северная Буковина и часть Южной Бессарабии. А после победы над Гитлером и Риббентропом в 1945 году в состав Украины вошло Закарпатье, ранее отданное венграм, союзникам Гитлера. И по большому счету паче чаяния случится ретроспективный отказ и пересмотр итогов тайного протокола пакта Молотова-Риббентропа земельки-то придется вернуть...

...И вообще и полякам, и нынешним украинским неонацикам следует помнить, что в 1943 году пакт Молотова-Риббентропа уже не действовал, но гитлеровцы ничего не смогли сделать, чтобы защитить десятки тысяч ни в чем не повинных поляков, которых вырезали их союзники из ОУН-УПА. «Волынская резня» не повторилась в еще больших масштабах только потому, что победила Красная Армия, по нынешней украинской трактовке «окупацийни вийська», а на самом деле - освободители от коричневой чумы нацизма и фашизма, чьими верными холуями, союзниками, помощниками были бандеровцы. Им тоже досталось от Красной армии, отсюда и такая ненависть к «совитам». И у тех, кому вломили, и у нынешних, которые считают гражданина Польши и Германии Стефана Бандеру (он никогда не был гражданином Украины) своим духовным и политическим предшественником, учителем и вдохновителем...

...А вышлют российского посла из Варшавы или только пожурят, от этого Украине ни холодно, ни жарко. Все у украинских патриотов может начаться, когда Польша затребует назад свои земли под названием «Сходни Кресы». А они, по мнению многих польских патриотов, не ограничиваются Галичиной и Волынью, а аж до Киева и даже до Одессы доходят. Тем более что пересмотр пакта Молотова-Риббентропа Украина уже начала сама, когда в 2009 году по дурости «оранжевых» президента Виктора Ющенко и главы МИД Владимира Огрызко потеряла шельф у острова Змеиного, который Украине достался именно по упомянутому пакту. Так что с почином, как говорится. Не дай Бог, конечно...

Владимир Скачко
©



Гитлер, Вторая Мировая Война, Польша, дипломатия

Previous post Next post
Up