Предчувствуя затяжную осаду, жители Донецка не имеющие возможности покинуть город закупаются в немногочисленных работающих продуктовых магазинах и планируют, как переживут блокаду.
Хотя улицы города почти пустые, в продуктовом магазине Оксаны Всеволодовой в Донецке оживилась торговля - горожане готовятся тому, что может обернуться долгой осадой.
Жители города на востоке Украины запасаются мукой, консервированной едой, растительным маслом, растворимым кофе, свечами и батарейками, в то время как правительственные войска затягивают петлю вокруг занимающих город пророссийских сепаратистов.
По словам Всеволодовой, «я сделала то же самое, что и многие покупатели. Храню всё в подвале. Ещё я купила три раскладушки - для себя, мужа и нашего ребёнка. Мы не можем позволить себе уехать из города - мы не настолько богатые».
После почти четырёх месяцев оккупации и насилия, самой популярной в городе стала фраза «доживём до завтра».
Повстанцы, в середине апреля захватившие административные здания Донецка и воздвигшие вокруг них баррикады, до сих пор контролируют центральный город угледобывающего региона Донбасс.
Но с тех пор как украинская армия вытеснила ополченцев из большинства подконтрольных им городов и загнала их два главных оплота - Донецк и соседний Луганск - многие из почти миллионного населения бежали из региона.
Луганск, население которого до конфликта составляло 400 тысяч человек, сейчас полностью окружён, а из-за артобстрелов бо́льшую часть времени жители проводят в подвалах. В течение последних дней почти всё время не было электричества, а последний маршрут поставок продуктов перекрыли.
Донецк окружить труднее, потому что он намного больше, а въезды в город охраняются блокпостами ополченцев, но запущенные правительственными войсками ракеты класса земля-земля попали в жилые многоэтажки в центре города. За прошедшие две недели во время артобстрелов погибло несколько мирных жителей.
Ополченцы говорят, что будут сражаться до последнего, чем ставят прозападное правительство в Киеве перед дилеммой - как вытеснить их без кровопролития.
Похоже, что вариант штурма города ударными войсками был исключён: в таких миссиях у Украины опыта мало, или даже нет совсем, к тому же это влечёт за собой риск больших потерь среди гражданского населения и армии.
Наиболее подходящим вариантом является осада с возможностью эвакуационного коридора для боевиков-сепаратистов, в надежде, что они решат бежать - в Россию, если Москва примет их, несмотря на отрицания того, что снабжает их вооружением. Почти все главные лидеры сепаратистов, а также неизвестное количество ополченцев, прибыли из России.
По сообщению украинских властей, в двух городах находится около 12 тысяч повстанцев, но по словам некоторых жителей число может быть намного больше. Сложно сказать, как долго они смогут продержаться без подкрепления.
Ссылаясь на опровергнутые Москвой заявления Запада о том, что Россия вооружает повстанцев и присылает наёмных боевиков, западный чиновник предполагает: «Это может продлиться очень долго, или рухнуть в одночасье. Решение за Москвой».
Сепаратисты снабжены намного более мощным оружием, чем в начале конфликта, в некоторых районах они используют ракетные установки, самоходные гаубицы, бронетехнику и танки. Но после нескольких контратак на линии фронта им не удалось выбить с позиций правительственные войска.
Пока что оставшиеся в Донецке люди справляются с ситуацией. Некоторые части города, в основном пригород близ отдалённого аэропорта, обесточены и ежедневно подвергаются артобстрелам. Но продукты питания и топливо попадают в районы, напрямую не пострадавшие от боевых действий.
По словам Всеволодовой, которая продолжает торговлю, поскольку товары у неё на складе были ещё до начала конфликта, «всё труднее и труднее ввозить свежие товары, но они всё равно поступают».
Всего несколько недель назад жители Донецка неторопливо прогуливались по центру города, центральные кафе и рестораны работали стабильно, часто можно было встретить играющих в парке детей.
В эти дни большинство улиц опустело, хотя на железнодорожном вокзале часто стоят очереди из желающих уехать из города.
На вокзале пенсионерка, назвавшаяся Татьяной, не смогла сдержать слёз, рассказывая, что покупает билет в город, находящийся сразу за российской границей, потому что в её дом в соседнем городе Шахтёрск попал снаряд.
«От моего дома почти ничего не осталось. Меня эвакуировали люди из ДНР. На их стороне воюет мой сын. Мы с дочкой едем в Белгород. Возвращаться нам некуда» рассказывает Татьяна.
Некоторые горожане приютили друзей и родственников, которые бежали из деревень и городов близ Донецка во время боевых действий, когда к городу продвигалась армия.
Как рассказала Алла Подольская, которая работает в рекламном агентстве и живёт на окраине Донецка, «с нами живут наши родственники. У них в квартире выбило окна, поэтому они позвонили и попросили пожить у нас. Мы поставили во дворе две палатки, и ещё двое могут спать в нашей машине. Мы ожидаем, что из «горячих точек» к нам приедут ещё люди».
У её местного мясника почти не осталось мяса, и он планирует закрывать магазин. Много домов и других магазинов в этом районе уже брошены людьми, которые бежали из города или перебрались ближе к центру в надежде, что там безопаснее.
В центре города, в попытке получить хоть какую-то прибыль, бедствующий магазин спорттоваров объявил распродажу, снизив цены почти на 80 процентов. Многие банки не работают, вследствие чего жители не могут получить деньги. Также закрылось много супермаркетов. Остальные магазины работают всего несколько часов в день.
Введён ночной комендантский час, который начинается в десять вечера, хотя во второй половине дня людей на улицах всё равно почти нет.
Как рассказала Reuters блоггер Маргарита Григорянтс, «когда выходишь в пустой город и встречаешь людей, вы чувствуете одно и то же - ощущение близости. У нас есть что-то общее, одна проблема, одна цель - выжить».
Источник перевод для MixedNews - Анастасия Букина
Via