Наше общество подходит к черте, за которой неприятие государства переходит в открытый социополитический конфликт. Но каким он будет и когда начнется?
Массовые настроения
Главный нерв массовых настроений составляет сочетание нарастающей усталости от государства и его политики с крепнущим желанием перемен. Это усталость и раздражение от постоянного снижения уровня жизни, растущего налогового давления и цинизма властей.
Одновременно с этим в обществе существует страх войны, неготовность к мобилизации.
Но главное - усталость от Путина - масштабное, набирающее силу разочарование в нем. И это самое важное, поскольку Путин и есть тот крючок, на котором висит вся система власти.
Еще до президентских выборов-2018 доминирующей эмоцией в отношении Путина была усталость от президента (таково было резюме качественной социологии, проводившейся по заказу АП). Проголосовали за него в надежде на восстановление социального контракта между сувереном и народом. Но надежда мгновенно рассеялась после объявления пенсионной реформы, усталость снова начала нарастать и конвертироваться в раздражение и неприятие.
Падение рейтингов Путина, Единой России и всех без исключения персон и институтов федеральной власти носит фундаментальный и необратимый характер.
Ситуация все больше напоминает последние два-три года существования СССР.
При этом не очень понятно, каких именно перемен желает общество. Впрочем, это типичная ситуация для России: люди хорошо знают, чего не хотят, но не очень хорошо представляют, чего хотят - то ли конституции, то ли севрюжины с хреном. Понятно лишь, что формируется смутное и неопределенное, но все более сильное желание перемен.
При этом запас ненависти и радикализма в нашем обществе сильно ограничен. Россия - стареющая нация с низкой энергетикой и малой долей молодежи. Сил и ненависти общества хватит для свержения слабеющей власти, но не хватит для длительной классовой войны. Да и острие ненависти будет направлено не столько против богатых, сколько против чиновничества, что вызвано его вызывающим цинизмом и аморальным поведением.
Факторы будущего конфликта
Логика и интересы противостоящих сторон - власти (государства, доминирующей элиты) и страны (общества) - расходится, ведя дело к разрыву и открытому противостоянию. К исходу 2018 года в России уже сложились факторы масштабного политического конфликта, которые неизбежно проявятся в 2019-м с новой силой.
Социально-экономический кризис будет затяжным, он революционизирует гибнущий средний класс и радикализует социальные низы.
Факторы нарастания конфликта - чрезмерное усиление налогового давления, которое в классических исследованиях считается верной дорогой к социальным потрясениям; прогрессирующее ухудшение управляемости на всех уровнях и во всех элементах госаппарата, результатом которого является и коррупция и стагнация экономики, ведущая к дальнейшему падению уровня жизни населения; насквозь лживые отчеты местных администраций, врущая статистика и дефектная социология - все это звенья одной рвущейся цепи -тотального развала управления.
Но главный фактор - это приближающийся кризис легитимности Путина и исчерпание возможностей государственной пропаганды и PR.
Основа мирного сосуществования государства и общества в прошлые годы - социальный контракт между Путиным и народом - подорвана безвозвратно, а патриотическая пропаганда быстро теряет свою компенсаторную силу.
Впервые за последние двадцать лет общество приблизилось к черте, за которой моральное и психологическое неприятие государства и власти переходит в открытый социополитический конфликт.
Главный вопрос: когда?
По ряду аналитических выкладок и оценкам специалистов в области психологии и качественной социологии, нынешнее состояние массового сознания носит промежуточный характер и не может оставаться таким длительное время. В течение года - года с небольшим происходящее ныне качественное и глубокое изменение общественного сознания должно вылиться в новое социальное и политическое поведение - открыто оппозиционное власти и государству.
Каким будет кризис?
В общих чертах логику кризиса можно обрисовать следующим образом. Он начнется через год и продлится около двух лет, до 2022-го. Кризис будет развиваться нелинейно, резкие всплески будут перемежаться фазами падения, когда покажется, что все закончилось.
Реакция власти на кризис легко предсказуема: усиление полицейского и административного контроля, ограничение интернета и социальных сетей, селективные репрессии и дубинки Росгвардии. Однако это не остановит развитие кризиса, а лишь придаст ему радикальное измерение и новый запал. Тому, кто не был готов договариваться с умеренными, придется иметь дело с бешеными.
В результате этого, поведение власти в ходе кризиса изменится до неузнаваемости.
Более ничего конкретного о динамике кризиса и его итогах сегодня сказать невозможно, поскольку любой масштабный политический кризис - это "черный ящик". Из того, что попадает в него на входе, не следует предсказуемый результат на выходе.
Тем не менее, ряд обстоятельств обнадеживает:
Во-первых, упоминавшаяся низкая энергетика российского общества свидетельствует против возможности длительного насилия.
Во-вторых, опыт последних двадцати лет - как общества, так и элит - убедил их в неплодотворности авторитарного правления.
В-третьих, в России отсутствуют влиятельные сепаратистские силы, зато существуют такие объединяющие страну факторы как русский язык и русская культура.
Поэтому есть основания надеяться, что очередной политический кризис Россия пройдет без больших потерь.
Валерий Соловей