В центре внимания в эти праздничные дни - конечно же, Евангельский рассказ о Рождестве Христовом: о Вифлеемской звезде над пещерой, о путешествии волхвов и их поклонении младенцу Иисусу Христу… Сегодня самое время вспомнить теплые и трогательные рождественские истории, одна из которых принадлежит перу столь любимого многими писателя О.Генри.
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи. (Бродский Иосиф, 1963-1964)
До сих пор Рождество Христово, которое произошло более двух тысяч лет назад, воспринимается людьми не как событие из далекого прошлого, а как время волшебства и чудес. И, действительно, под Рождество часто случаются удивительные события, магию которых многим удается испытать на себе.
Волшебная атмосфера праздника отражена многими писателями в их рождественских рассказах. При этом описанные ими чудеса могут быть совсем не связаны с чем-то сверхъестественным, а происходят от совершенных нами поступков.
«Дары волхвов»
Один из самых теплых и трогательных рассказов на рождественскую тему - это «Дары волхвов», написанный не очень-то склонным к сантиментам писателем О.Генри.
Название рассказа - «Дары волхвов» - довольно символично. В Священном Писании сказано, что при рождении Иисуса Христа, над пещерой, где он родился, воссияла восьмиконечная Вифлеемская Звезда, которая и указала восточным мудрецам то святое место, где родился долгожданный Спаситель.
Волхвы поспешили туда, чтобы увидеть Сына Божьего и поклониться ему. Волхвы пришли не с пустыми руками, они принесли младенцу Иисусу дары: золото, ладан, смирну.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали. (Бродский Иосиф, 1963)
Отсюда и пошла традиция в канун Рождества дарить друг другу подарки.
История, описанная в этом рассказе, пропитана духом Рождества и волшебной, уютной атмосферой. И речь в нем идет не просто о рождественских подарках, а о бесценных вещах, которые не купишь за деньги - о бескорыстной любви и самопожертвовании.
Супруги Диллингхем, проживающие в условиях крайней бедности, еле сводящие концы с концами, тем не менее, обладают двумя настоящими сокровищами. Одно из них - роскошные волосы жены, а другое - дорогие фамильные часы мужа. Не хватает лишь соответствующих аксессуаров, способных подчеркнуть красоту этих сокровищ - черепаховых гребней для волос и золотой цепочки к часам. Супруги очень любят друг друга, но денег на рождественские подарки у них нет. Но, тем не менее, каждый из них найдет выход из положения, чтобы купить подарок …
«Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы."». (О.Генри)
Удивительно добрая рождественская история о ценности настоящей любви, описанная писателем О.Генри более сотни лет назад, до сих пор приводит в трепет читательские сердца.
Горькая судьба весельчака О.Генри.
И тем удивительнее, что прекрасные трогательные рассказы, вселяющие в людские сердца веру в справедливость, любовь и бескорыстие (рассказы «Последний лист», «Пурпурное платье» и др.), рассказы, пронизанные чудесным светом, юмором и балагурством, написал человек, которого при жизни судьба совсем не баловала, ее удары сыпались один за другим. В три года он лишился матери, ушедшей от туберкулеза, а позже эта же болезнь унесла жизнь и его супруги.
Самого писателя обвинили в банковской растрате, хотя, вполне вероятно, обвинение было ложным. В казематах страшной тюрьмы он провел три с половиной года, но руки не опустил. Именно в заключении Уильям Сидни Портер (таково его настоящее имя) и начал писать свои первые рассказы под псевдонимом О.Генри.
От других узников он отличался веселым нравом и добротой. «Гарантированное лекарство от плохого настроения», - так назвал Портера сидевший вместе с ним Эл Дженнингс, ранее промышлявший грабежами поездов и ставший его лучшим другом. Во многом под влиянием О.Генри, выйдя на свободу, Эл Дженнингс к прошлой жизни больше не вернулся, а стал известным политиком и сделал карьеру в кино. Воспоминаниями о своем друге он поделился в книге «С О’Генри на дне».
В сердце О.Генри то ярче, то слабее, но всегда горел огонь доверия и любви, которым он стремился поделиться с людьми.
«Всё, что миру необходимо - это немного больше сострадания. В Америке имеется четыреста чрезвычайно богатых семейств. А я хочу заставить этих четырёхсот почувствовать себя на месте четырёх миллионов».
О.Генри удалось создать особенный мир, в котором живут добрые, искренние люди, которые улыбаются друг другу, мир, который не хочется покидать.
«Как же тяжело мы трудимся, стараясь утаить наше истинное «я» от ближнего своего! Иногда я думаю, что жить было бы куда легче, если люди не пытались строить из себя кого-то другого, если бы они хотя бы на мгновение сняли маски и перестали лицемерить. Мы могли бы достигнуть всеобщего равенства, если бы как следует постарались!» - как-то сказал он.
И хотя к его душе зачастую подступали тоска и терзающий мрак, заставляющие все чаще и чаще искать спасение на дне стакана, делиться этим со своими читателями и разочаровывать их он не мог. В его рассказах никогда нет «чернухи», и они всегда завершаются «хэппи-эндом».
А скончался О.Генри в нищете из-за цирроза печени летом 1910 года.