Память за оргстеклом. Египетская коллекция Ивановского областного художественного музея.

Sep 02, 2024 17:20


Коллекция египетских памятников, хранящаяся в наши дни в Ивановском областном художественном музее, это небольшая часть огромного собрания редкостей и произведений искусства иваново-вознесенского промышленника Д.Г. Бурылина (1852-1924). Судьба коллекции сложна и отражает все, что происходило с Россией в те неспокойные годы. Страсть к коллекционированию, как фабрики досталась Бурылину от деда. С 1902 года - почетный гражданин Иваново-Вознесенска, Дмитрий Геннадьевич 28 лет избирался гласным городской думы, построил одну из самых современных больниц того времени, а в 1912-1915 году построил для своей коллекции специальное здание музея, сделав собрание публичным и еще в 1896 году завещав его родному городу. Революция, которую он изначально поддержал, растоптала его. Несмотря на данные гарантии, как только он передал красным комиссарам свое состояние, до этого хранившееся в Швейцарии, его обманули - переселили в подвальные комнаты собственного дома, а потом отстранили и от музея, обвинив в «сокрытии ценностей». В этом же году Бурылин, не выдержав преследований унижения и лжи, скончался. Для коллекции наступили черные времена, в ней было много предметов религиозного искусства - их попросту уничтожали, переплавляли, выбрасывали. Часть его коллекций передали в Эрмитаж, который позже распределил их по разным музейным собраниям, вновь нарушив тем самым волю собирателя.





Д.Г. Бурылин (второй справа) со спутниками в Гизе. 1880-е. (с) фото - Ивановский историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина.

Египетская коллекция Д.Г. Бурылина, компактная, но интересная, осталась в родном городе. Главный ее памятник - антропоморфный саркофаг щитоносца Анхефа (11-10 вв. до н.э.), несмотря на повреждения, очень хорош. Во многом, он сохранил свою богатую полихромную роспись. В коллекции есть предметы погребального инвентаря (канопы, ушебти), статуи божеств, среди которых особенно выделяется образ богини Исиды 6-4 вв. до н.э., предметы мелкой пластики, сосуды, замечательное зеркало. Самый древний памятник коллекции - верхняя часть статуи мужчины конца Среднего царства, 18 в. до н.э. Также в коллекции есть мумия знатной дамы I тыс. до н.э., очень сохранная, с фрагментами картонажного чехла на погребальных пеленах. Любопытно, что часть коллекции была приобретена в официальном магазине, который некогда существовал при Египетском музее в Каире.





В ИОХМ сейчас существует египетский зал, к сожалению, очень неудачный. Немногочисленные памятники просто тонут в неудачной, нарочитой белой и откровенно безвкусной застройке зала. Саркофаг Анхефа невозможно осмотреть полностью - вместо полноценной витрины он помещен в тесное пространство с массивными столбами по углам, на которых держится деградировавшее и бликующее оргстекло. Подлинные памятники в экспозиции зала укреплены на стенах металлическими держателями без (!) какой-то изоляции от подлинника, железо - к камню или бронзе, напрямую, что нарушает базовые нормы экспонирования памятников.











С атрибуциями памятников музее полная беда - начиная от того, что деревянную заупокойную стелу с символами восходящего солнца этикетаж безграмотно именует «торцевой частью саркофага», а атрибуции некоторых образов божеств банально неверны, и завершая тем, что почти все памятники религиозной скульптуры датированы, как под копирку: «Поздний династический период, или период Птолемеев». Ситуация постыдная, учитывая, что еще в начале 2000-х годов хранитель музея Г. Солнцева сообщала мне, что, де они работают с Государственным Эрмитажем и готовят новую, актуальную экспозицию. То, что я описываю, она, «актуальная экспозиция» и есть.















Отреставрированный в 2016 году еще один саркофаг из коллекции Д.Г. Бурылина, принадлежащий жрецу Семтутефнахту, попросту в нее не вошел, его один раз показали на «Ночи музеев» и всё - видимо, от «изобилия» памятников в постоянной экспозиции. Любопытно, что саркофаг Семтутефнахта (6-4 вв. до н.э.), который не экспонируется, привез из Египта гофмейстер Хитрово, а знаменитый укротитель Дуров его перекупил и экспонировал в своем Музее редкостей в Воронеже. Ну а позже он оказался в числе других египетских древностей у Д.Г. Бурылина. В музее есть еще и третий саркофаг, увы, сильно поврежденный. Интересно, согласитесь? Но всего этого в музее вы не найдете. Зато на входе в зал стоит побитая временем архитектурная модель пирамиды Хеопса и, в отдалении, висит замечательный пейзаж В. Поленова с видом на остров Филе.

В целом, впечатление от музея удручающее - облупленные грязные стены, протекшие потолки, на временных выставках - этикетки, напечатанные на дешевой бумаге; в залах с потрясающей коллекцией живописи - вновь убогие белые стены, плохой свет и  смотрители, при немногочисленных посетителях обсуждающие детали своей личной жизни и трудовые достижения на грядке. Музею очень нужно обновление, потому что его, по крайней мере, заслуживает память коллекций Д.Г. Бурылина.

(с) Виктор Солкин, текст, все фото, кроме архивного

египетские коллекции в России, Анхеф, Виктор Солкин, ИОХМ, Египет в музеях, паноптикум, Дуров, египтология, Ивановский областной художественный музе, Хитрово, Иваново, Д.Г. Бурылин

Previous post Next post
Up