На фоне чрезвычайно глупой, скандальной истории о темнокожей Клеопатре VII в одноименном сериале бездарного Netflix, против которого выступили не только все адекватные специалисты, но и сам Египет, в прессе много дискуссий о внешности Клеопатры. И вот, наконец, появился портрет работы известного испанского художника-реконструктора Хуана Франсиско Оливераса (Joan Francescо Oliveras), который можно назвать очень точным.
Да-да, Элизабет Тейлор в знаменитом фильме была тоже совершенно не схожа с тем, что мы знаем о Клеопатре.
В основе работы Оливераса - три мраморных бюста Клеопатры из Британского и Берлинского музеев, а также собрания в Ватикане и, что важно, сохранившийся портрет царицы на фреске I в. до н.э. из Геркуланума, по которому мы знаем, что у царицы были рыжие волосы.
Клеопатра VII. Мрамор. Лондон, Британский музей.
Клеопатра VII. Мрамор. Собрание Ватиканских музеев.
Клеопатра VII. Мрамор. Берлин, Старый музей
Одеяние воспроизводят одежды на статуях обожествленных птолемеевских цариц, диадема была излюбленным головным убором царицы, судя не только по скульптурным портретам, но и по монетам Клеопатры. Браслеты, ожерелья - все имеет конкретные музейные прототипы (например, из собрания музея Виктории и Альберта, на фото) и соотнесены со временем жизни царицы. Также уместны появившиеся в это время из копей в Аравийской пустыни изумруды и знаменитый жемчуг царицы, описанный во многих античных источниках.
(c) Joan Francesc Oliveras - artstation.com
(с) Виктор Солкин, фото из различных источников в сети