Чарльз Фрир и его коллекция

Mar 13, 2023 17:35


Чарльз Ланг Фрир (1854-1919) - известный промышленник и меценат из Детройта - заинтересовался памятниками восточного искусства в 1902 году, когда случайно приобрел у антиквара эффектные, покрытые глазурью парфянские сосуды и пару фаянсовых египетских статуэток. Вещи пришлись по душе, интерес к древностям рос и в 1906 году он предпринял свою первую поездку в Египет. Путешественника в те годы на Восток вели книги. Новые эффектные издания, ориентированные на состоятельного человека, жаждущего приключений, заставили задумать о поездке в экзотические страны многих европейцев и американцев.



Фрир был начитан, любил посещать музеи и, как вспоминали его друзья, с азартом рассказывал о том, как многие часы провел в египетских залах Британского музея и Лувра. «Я давно женат на бизнесе, страстно влюблен в искусство и не выношу детей и глупцов», - часто смеялся Фрир по свидетельству немногих близких друзей. Одиночество и достаток позволили ему не растратить средства на нужды потомства, а создать уникальное частное собрание восточного искусства, одно из лучших в США. Он был знаком со многими коллекционерами, которые приоткрывали перед ним двери тех комнат своих особняков, где хранились сокровища, известные немногим. Увиденное рождало страсть к приобретению древностей, которых в то время на рынке было очень много. Подогревали интерес коллекционеров и новости с берегов Нила, где почти каждый год совершались важные археологические открытия.



Путешествие Фрира началось в Детройте в ноябре 1906 года. Короткие остановки в Нью-Йорке и Филадельфии и вот - на роскошном океанском лайнере «Океания» он прибывает в Неаполь. Оттуда путь по морю вел в Александрию, куда Фрир прибыл 8 декабря 1906 года. Начались желанные два месяца путешествия по Египту. Катакомбы Ком эш-Шукафа и т.н. «колонна Помпея» не вызвали у него особого восторга: хотелось поскорее увидеть что-то более древнее и впечатляющее.





Центром притяжения европейской публики в Каире был «Шеферд’с» - роскошный отель, построенный в ориентальном стиле в 1850-х и быстро ставший легендой. Поразительно красивое здание располагалось у садов Эзбекия, в центре каирского квартала для европейцев. Отель был местом притяжения для богачей, людей искусства, шпионов и, конечно же, антикваров, многие магазины которых были открыты неподалеку. Сделки обсуждались в «Шеферд’с», тенистые сады, теннисные корты, знаменитая терраса с живой музыкой и рестораны которого располагали к полезным знакомствам, неспешному торгу и обсуждению новых покупок. Разрыв между роскошью этой европейской резервации и расположенных неподалеку бедных кварталов был столь велик, что отель первым сожгли в 1952 году во время первой египетской революции.







Для Фрира, между тем, наступили золотые дни. Он посещает известных художников, обосновавшихся в Каире, антикваров и коллекционеров. Среди них были такие звезды своего дела, как Даниэль-Мари Фуке (1850-1914) и проф. Колин Кэмбелл (1848-1931), который многие годы провел в Египте и помог многим собрать их коллекции. У Фрира быстро сложились приятельские отношения и с Гастоном Мижоном (1861-1950), знатоком исламского искусства, который с 1902 года был куратором Лувра. Сквозь строки записок Фрира сквозит неподдельный восторг от посещения музеев и археологических памятников, Египетского музея, открывшегося в 1902 году, Национальной библиотеки Египта Национального музея Арабского искусства в Баб эль-Хальк. Специальные поездки были организованы в Гелиополь, к пирамидам Гизы и Саккары, к колоссам Мемфиса.





Итогом этого путешествия стали не только замечательная коллекция древнеегипетских памятников, но и уникальный фотоархив, которые Фрир привез в США. Египет он посетил еще дважды - в 1908 и 1909 гг. В последнюю поездку Фрир приобрел уникальную коллекцию древнеегипетского стекла с множеством памятников 14-13 вв. до н.э. у знаменитого дилера Джованни Даттари (1858-1923). Был он частым гостем и у легендарного Мориса Нахмана (1868-1948), поставщика древностей в Лувр, Британский музей и музей Метрополитен, близкими друзьями которого были, одновременно, Говард Картер и Джон Рокфеллер.



Сейчас все его наследие хранится в фондах Смитсоновского института в Вашингтоне. Фрир не только подарил все свое собрание родине (включая знаменитую «Павлинью комнату» - зал для экспонирования азиатского искусства - из собственного особняка), но и пожертвовал миллион долларов - в те годы фантастическую сумму - на строительство галереи восточного искусства, которая открылась в 1923 году, уже после смерти мецената, и стала носить его имя.



Его имя помнят с благодарностью: он создал Детройтское общество искусств и ремесел, помогая многим бедным и малоизвестным художникам из-за их таланта, десятилетия спонсировал Детройтский симфонический оркестр, выделил грант на приобретение земли для Детройтского института искусств, открытого в 1927 году.

Полностью фотоматериалы к статье опубликованы на официальном сайте Виктора Солкина: https://www.victorsolkin.ru/post/frier-and-his-collection

(с) Виктор Солкин по материалам National Museum of Asian Art Archives. Smithsonian Institution, Washington

Смитсоновский институт, Морис Нахман, Виктор Солкин, Древний Египет, Солкин, египтология, Чарльз Фрир, Детройт, Египет

Previous post Next post
Up