Этот колосс Эхнатона занимает центральное место в экспозиции нового Национального музея египетской цивилизации (NMEC). Он - один из множества огромных статуй царя, созданных в 14 в. до н.э. скульптором Баком для украшения дворов нового храма солнца, построенного в Карнаке и названного Геметпаатон - «Атон найден».
О религиозной реформе Эхнатона, считавшего себя единственным родным сыном бога Солнца - Атона, писали много. Однако мало кто знает, что для того, чтобы в самые сжатые сроки выполнить массу собственных изображений для украшения нового храма, Эхнатон приказал использовать для их изготовления песчаниковые колоссы своего отца, Аменхотепа III, стоявшие в Луксорском святилище.
Новые статуи демонстрировали иную, нечеловеческую, андрогинную природу царя - как формой тела, с огромными бедрами и узкими плечами, так и самим лицами - удлиненными с массивными очерченными губами и пристальным взглядом почти раскосых миндалевидных глаз. Все это было чертами особенного стиля, говорящего о царе новых времен и сильно отличавшегося от реального облика царя, который нам хорошо известен как по другим, более поздним скульптурным портретам так и по скелету, оставшемуся от его мумии. У него не было всех тех заболеваний, которые ему приписывали на основании… искусствоведческого анализа колоссов, выполнявших задачу оповещения людей о явлении на престоле «единственного и любимого сына» Атона.
После 17-ти летнего правления царя его наследие было проклято и уничтожено потомками, а храм Геметпаатон разобран. Его фрагменты были закопаны неподалеку, где их, включая фрагменты 25 колоссов царя, и нашел случайно в 1925 году археолог Анри Шеврие. В Национальном музее показан прежде не экспонировавшийся колосс из фондов Египетского музея на площади Тахрир. Он впечатляет!