Представить себе всё изящество и роскошь предметов декоративно-прикладного искусства эпохи царя Хуфу и Великих пирамид можно благодаря уникальной находке, сделанной сотрудниками американской археологической миссии в Гизе в 1925 году.
По воле случая восточнее пирамиды Хуфу была обнаружена запечатанная шахта - фотограф американской мифссии, устанавливая треногу для фотоаппарата, понял, что одна ее нога вонзилась не в камень, а в известковый раствор.
На глубине более 27 м. располагалась погребальная камера с восхитительными предметами погребального инвентаря, предназначенными для царицы Хетепхерес - супруги Снофру и матери Хуфу. Алебастровый саркофаг царицы был пуст, часть предметов, прежде всего, керамика - разбиты, что позволило предположить, что тайная шахта была создана для перезахоронения разграбленного погребения царицы, которая изначально нашла свое упокоение под одной из трех малых пирамид-спутниц, примыкавших к Великой пирамиде.
На поверхности пустого саркофага лежали опоры разобранного походного тента царицы - деревянной, покрытой золотом прямоугольной конструкции, состоявшей из угловых столбов, крыши из пяти планок и девяти изящных опор с небольшими растительными капителями, которые по три формировали боковые и заднюю стенки конструкции. Тент укрывался тканью, которая открывалась спереди. Также в тайнике были обнаружены парадное кресло и трон царицы, установленное не ручки кресло, на котором ее переносили слуги, кровать, футляр для тростей, подголовники, золотая посуда, ящик с коллекцией великолепных браслетов и футляр для истлевших льняных занавесей, которыми покрывали навес.
К сожалению, все деревянные элементы мебели царицы почти полностью истлели. При реставрации их заменили на современные деревянные детали, точно такой же формы. На них, в свою очередь, были наложены листы золотой фольги и элементы инкрустации.
До сих пор из-за исключительной сложности работы не воссоздан поразительный парадный трон царицы. В 2016 г. в Семитском музее Гарварда, куда поступила часть материалов из раскопок американской миссии в Гизе, была предпринята попытка сделать реконструкцию этого шедевра. Этот исключительно красивый образец мебели был выполнен из кедрового дерева и по своим пропорциям почти не отличается от кресла со связками папирусов. Однако по тонкости и сложности декорировки он на порядок превосходит кресло.
Вся поверхность трона богато покрыта золотой фольгой и инкрустирована более чем 2600 элементами из бирюзового фаянса. Центральную часть спинки занимают четыре эмблемы богини Нейт, покровительницы власти цариц, в виде штандарта со щитом и перекрещенными стрелами, знаком провинции и лентами. Над символами Нейт фризом расположены инкрустированные изображения тринадцати божественных бородок, а над ними - фриз, имитирующий плетеную циновку, украшенную тремя раскрытыми цветами водяной лилии - цветка бессмертия.
Орнамент в виде циновки и цветов лилии вновь повторяется изнутри и снаружи на ажурных подлокотниках кресла. Их центральную часть занимают великолепные скульптурные фигуры царских соколов, сидящих на связках тростника и раскрывших крылья в защитной позе. Широкое сиденье трона, на которое клали подушку, для комфортности снабжено переплетенной сеткой из позолоченных кожаных ремней; ножки кресла выполнены в виде львиных лап.
Спинку вновь украшают эмблемы богини Нейт - здесь их две, они вписаны в прямоугольники из орнаментальных лент. Созданная трехмерная копия трона, на изготовление которой ушло три года, безусловно, облегчит реконструкцию оригинала из элементов, хранящихся в фондах Египетского музея в Каире.
Небольшой фильм об этой находке:
https://youtu.be/wzySMQrM6RA (с) текст - Виктор Солкин
(с) фото - Harvard Semitic Museum