Копаясь в архиве...

Jun 04, 2018 11:02





Роспись внутренней части саркофага жреца Амона Джедхориуфанха. Фивы. 11-10 вв. до н.э.
Ватикан, Египетский музей.
Кадр мой, 2015

Прекрасный пример расписных, т.н. «желтых» жреческих саркофагов из фиванского некрополя. В центре композиции - столб джед - символ незыблемости, постоянства и упроченности, а также один из основных символов бога Осириса - подателя бессмертия и вечной жизни, с которым желал отождествиться после смерти каждый египтянин. Сам Джедхориуфанх изображен слева, в его руке - жреческий скипетр хереп, которым в храмах очищали приношения от любой скверны. Перед умершим, который назван «правогласным», т.е. оправданным на загробном суде - жертвенный столик с яствами. По другую сторону от столба джед - богиня Нефтида, «владычица дома бальзамирования»,и одна из великих богинь-защитниц умершего.

Перед богиней - также показаны жертвенные дары, среди которых беддукау - бахчевые, - символ изобилия, хлеб, как основа пропитания и гранат - символ любви. Вертикальная надпись на столбе содержит титулы и имена царя Аменхотепа I, который жил, как минимум, за пять веков до создания этого саркофага, однако почитался, как великий обожествленный покровитель некрополя и всех благих усопших. Столб джед покоится на знаке неб - это плавильный тигль, из которого вытекают капли золота, - символ бессмертия.



В верхней части центральной сцены по сторонам от столба изображены гриф - священная птица богини-матери и цапля Бену - воплощение вечно возрождающихся душ Осириса и бога Солнца Ра, а также планеты Венера, которая почиталась как «утреннее божество», предвосхищающее восход Солнца и торжество жизни над смертью. Перед птицами - знаки вечной жизни анх и приношения священным хлебом; за ними - изображения их святилищ в форме великого архаического святилища «дом огня».

В центре верхнего регистра изображения, отделенного от остальных его частей удлиненным знаком "небо", - восход Солнца на своей ладье - восход Солнца на своей ладье; его почитают, поднимая ладони в позе адорации, великие «души востока» - павианы, за которыми дважды симметрично повторяется изображения забальзамированной фигуры с головой змеи - это Нехебкау, бог потаенных сил земли, который здесь персонифицирует иной мир, из ворот которого (крайние символы в регистре) в мир пришло солнце, торжествуя над ночью и хаосом.

Вот такая непростая картиночка ) и всего лишь небольшой фрагмент декорировки саркофага.

(c) фото, текст - Виктор Солкин

искусство, египтология, Ватикан, религия, Виктор Солкин, Египет

Previous post Next post
Up