Со мной вышло большое интервью в очень крупной египетской газете
اليوم السابع - Youm7Говорили о моей профессиональной карьере, проектах, культурных связях России с Египтом.
Русский перевод полного текста - под катом.
- Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе, Вашей работе, диалоге с Египтом. Как все начиналось и что Вам удалось сделать?
- Меня зовут Виктор Солкин и у меня, наверное, одна из самых увлекательных и интересных специальностей в мире: я - египтолог. Египет невероятно полюбился мне, когда я еще был ребенком. Мне было тогда семь лет. Вместе с родителями я попал в зал египетского искусства Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Увиденное потрясло меня: позолоченные саркофаги, сфинксы, изысканные произведения искусства из слоновой кости и черного дерева и иероглифы. Везде были таинственные иероглифы! Мир Египта фараонов потряс меня и то, что родителям показалось детским увлечением, стало делом моей жизни. Тогда, впервые увидев подлинные египетские памятники, я еще и подумать не мог, что моя мечта сбудется и я проработаю много лет в этом музее, буду изучать иероглифическое письмо на специальных курсах в Российской академии наук, напишу шесть книг по Египту эпохи Нового царства и даже стану главным редактором и автором первой в России энциклопедии «Древний Египет», которая была издана в Москве в 2005 году при поддержке Министерства по делам древностей Египта! Первый раз я побывал в Египте в 1997 году и с тех пор езжу на берега Нила каждый год, а то и чаще. Когда возвращаешься из Египта и проходит два-три месяца, то невероятно тянет обратно и мои друзья говорят: «тебе пора домой!» и называют меня «египтянин». Мне удалось принимать участие в раскопках в Дельте Нила, в Бубастисе и в Луксоре. В 2002 году я участвовал в проекте реставрации огромных сфинксов фараона Аменхотепа III, которые стоят на набережной реки Нева в Санкт-Петербурге. Россия купила их в 1832 году и с тех пор они - самые прекрасные египетские памятники в России. Они огромные и выполнены с потрясающим мастерством! Мы с коллегами спасали их от грязи города и по итогам работ издали большую книгу об этих сфинксах на русском и английском языках. Но главное для меня - это возможность делиться с людьми полученными знаниями. Именно поэтому я многие годы читаю в России и странах Европы лекции по египтологии, преподаю египетский язык, а в 2012 году вместе с коллегами открыл первую российскую библиотеку по египтологии. Это Библиотека имени Максимилиана Волошина в центре Москвы, которую любой человек, интересующийся наследием земли фараонов, может посещать совершенно бесплатно. У нас есть много тысяч книг по Египту на шести языках! Я очень хочу, чтобы молодые ребята и девушки узнали, насколько красив Египет и очень радуюсь, когда вижу их успехи в изучении древнеегипетского письма. Напомню: культурные связи России и Египта уходят в глубину веков. Нам известно имя монаха Агрефения из города Смоленска, который посетил Каир в 1370 году. Он стал первым русским человеком, который увидел пирамиды. С тех пор интерес России к Египту не угасает, а только растет. Я стараюсь напомнить россиянам, что помимо курортов есть настоящий Египет: Каир, Луксор, Асуан, и другие поразительно красивые города долины Нила. Великий русский ученый, Владимир Голенищев, основатель египтологии в России, не принял русскую революцию 1917 года и уехал в Каир, где основал кафедру египтологии Каирского университета и учил первых египтологов-египтян. Это же потрясающе! Будут меняться эпохи, будут разные политические события, но наши народы испытывают друг к другу неподдельный интерес и этому диалогу ничто не может помешать.
- Что Вы думаете о строительстве большого музея в Гизе? Будет ли он рывком для дальнейшего развития культуры и туризма в Египте?
- Мы все с нетерпением ждем открытия Великого музея в Гизе. Старый музей на площади Тахрир - это памятник истории, не просто хранилище великих памятников, но и памятник поколениям ученых со всего мира, которые отдали свои жизни египтологии, тому, чтобы мы могли проникнуть к самым истокам человеческой цивилизации. Однако время идет, все меняется и, конечно, великие шедевры египетского искусства нуждаются в новом доме. Я многие годы дружу с коллегами из Египетского музея, знаю, сколько поразительных памятников они не могут показать посетителям - просто нет места! Я был одним из специально приглашенных гостей на празднестве столетия музея в 2002 году. Мы сидели с друзьями и мечтали о том, чтобы новый музей родился. Потом мы все следили за тем, как перевозили в Гизу, к будущему музею, колосс Рамсеса Великого с вокзальной площади. Сейчас мы очень переживаем за коллег, следим за их невероятным трудом и большими успехами и надеемся, что вынужденная отсрочка в открытии по всем понятным причинам принесет музею только пользу: всё будет основательно, качественно, очень красиво. В команде нового музея работают потрясающие люди, некоторых из них я хорошо знаю лично и просто восхищаюсь их работой. Новый музей не имеет аналогов в мире и, конечно, он нужен Египту не только для сохранения и показа уникальных произведений искусства. Это символ нового, процветающего, сильного Египта, который выстоял, несмотря на все угрозы и доказал, что египтянин сильнее войн, врагов и времени. Так было при фараонах, так было многие тысячи лет блистательной истории Египта. Так будет и сейчас.
- Как, на Ваш взгляд, влияют на продвижение туризма в Египте новые археологические открытия? Что, на Ваш взгляд, обязательно надо увидеть в Египте?
- Во всем мире пристально следят за новыми находками в Египте. Совсем недавно нашли новые гробницы в Луксоре, в Дра Абу аль-Нага. На стенах этих гробниц - росписи. Они такие яркие, свежие и прекрасные! Не верится, что это 14 век до н.э. А это именно так! Все ждут новых исследований в Долине царей, многим интересны новые исследования в Гизе, где египтяне и японцы применяют самые новые технологии, можно сказать - технологии будущего, чтобы узнать, какие еще пустоты есть в пирамиде Хуфу. Хорошо, что о таких открытиях Министерство по делам древностей рассказывает подробно и увлекательно, это рождает у многих поехать, увидеть все воочию. Я всегда советую: нужно обязательно провести достаточное время и в Каире и в Луксоре. Но чтобы действительно почувствовать Египет надо, конечно, посетить Абидос. Многие тысячи лет сами египтяне совершали в этот город паломничества. Храмы, которые здесь соорудили Сети I и его сын Рамсес Великий - невероятны, рельефы на их стенах сохранили цвета! А еще, неподалеку находятся гробницы древнейших царей Египта и даже, по преданию, главные ворота загробного мира. Там нет суеты и чрезвычайно добрые, гостеприимные и мудрые люди. Именно там, вдали от суеты, рядом с великими сооружениями можно почувствовать настоящий Египет, тысячелетия его истории. Я делаю все, чтобы рассказать в России о таких местах в Египте. Как-то давно мои замечательные друзья из Абидоса Амир Аль-Карим и Шахат Сабр спросили меня: почему в такие удивительные места, как Абидос, редко ездят русские туристы? Я подумал, работал потом пять лет и написал книгу «Абидос. Ступени к бессмертию». Книга вышла в свет в 2015 году. Это почти 500 страниц, на которых рассказывается не только о памятниках Абидоса, но и о том, что Египет невероятно богат историей и, что еще важнее, - гостеприимными людьми. В Египет надо вновь и вновь возвращаться, чтобы понять больше. Ну и потом это так красиво! Ни одна фотография никогда этой красоты не передаст, надо обязательно все увидеть своими глазами! Очень важно, чтобы люди в каждой стране получали как можно больше информации о новых археологических открытиях и культурных событиях в Египте. Многое зависит от египетского посольства в стране. Жаль, но последние 10 лет культурный центр посольства Египта в Москве делает очень мало программ, которые действительно хорошо показывали бы людям наследие Египта. Проходят какие-то малоинтересные выставки детских рисунков, или же советник по культуре пару раз выступит с рассказом в какой-то школе или поставит никому не интересную статую собственной работы в парке. Этого мало! Нужны другие, действительно большие проекты и очень большая активность, для того чтобы россияне вернулись в Египет, поняли, что знают о нем мало и захотели бы узнать больше. Приходится брать инициативу в свои руки. В 2013 году я с коллегами проводил дни культуры Египта, приуроченные к 70-летию установления дипломатических отношений Египта и Советского Союза. Была большая программа, лекции лучших ученых, выставка уникальных фотографий с открытия Садд аль-Аали - люди вспомнили эпоху Гамаля Абделя Насера, когда отношения между Египтом и нашей страной были на пике! Когда мы готовили все это, посольство Египта почти ничем не помогло, мы все сделали сами.
- Во время событий революции 2011 года пострадал Египетский музей в Каире. До сих пор правительство Египта разыскивает некоторые пропавшие памятники. Что Вы думаете об этом?
- События января 2011 года потрясли весь мир. Внимание мировой общественности в основном, было приковано к Египетскому музею в Каире. А ведь он пострадал, к счастью, не сильно. Куда больше пострадали археологические хранилища в регионах и провинциальные музеи. Все это время мы были на связи с египетскими коллегами и, оказалось, наша помощь пригодилась. Мои слушатели были в городе Маллави, фотографировали там памятники в экспозиции для своей научной работы. Когда воры разграбили музей, выяснилось, что часть архива музея - сожжена. И в этот трудный момент все «красные списки» с вещами из музея Маллави, чтобы остановить продажу украденных вещей, были сделаны по российским фотографиям, которые мы сразу же передали коллегам в Египет. Это было важно, потому что медлить было нельзя, а ЮНЕСКО опубликовала отчет о случившемся только спустя неделю! Потом многие вещи, украденные из музея, удалось перехватить и вернуть. Мы с коллегами были чрезвычайно рады. Кроме того, в годы революции я переводил на русский язык все новости из Египта о том, что произошло, какие памятники пострадали, а какие, наоборот удалось отстоять. Это очень важно. Потому что, зная это, люди понимают, что ценность археологической находки - в ее контексте. Они осознают, как много теряет все человечество из-за действий воров и понимают ценность культурного наследия.
- Много ли еще неразгаданных тайн Египта фараонов? Как Вы думаете, стоит ли ждать в будущем сенсационных находок в Египте?
- Египет - полон тайн и загадок. Однако, можно предположить, где будут сделаны великие открытия. Мало кто знает небольшой город Ахмим, в провинции Сохаг. В 1981 году, когда там строили почту, под землей нашли колоссальную статую царевны Меритамон - одной из любимых дочерей Рамсеса Великого. Это очень красивый памятник, один из самых невероятных в Египте. Выяснили, что она стояла перед входом в огромный храм бога Мина. Он и сейчас скрыт под домами современного города. Помимо статуи Меритамон там есть и колоссальные статуи царей, по 13 метров в высоту, выполненные с большим искусством. Основная часть храма уходит под фундаменты города. После полноценных раскопок Ахмим станет звездой на карте Египта, такой же, как Луксор. Но необязательно ехать в Верхний Египет. Совсем недавно части колоссальной статуи царя Псамтика I нашли в пригороде Каира, в Матарийе, где раньше был знаменитый Гелиополь - «Город Солнца». Там сейчас работают замечательные египетские и германские ученые! Долина Нила узка, многие памятники находятся под современными городами, и нас ждет еще очень много находок! Очень радостно, что работы ведутся, несмотря на все препятствия. Думаю, многих туристов привлечет новый праздник, который готовят в Луксоре. Там восстановили, насколько это было возможно, аллею сфинксов, соединяющую Карнакский и Луксорский храмы. Праздник будет сделан по мотивам древнего праздника Опет, который был посвящен богу Амону и его земному сыну - царю Египта. Я думаю, это будет невероятно красивое торжество, которое многих заставит приехать в Луксор!
- Не могу не спросить о пирамидах. Как Вам кажется, кто их построил и что об этом нам известно?
- Совсем недавно французские археологи, которые работали в Вади аль-Джарф, на берегу Красного моря, нашли древнейшие папирусы времени царствования самого Хуфу. В тексте рассказывалось о том, как работал бригадир и его команда на строительстве Великой пирамиды. Его звали Мерер и он оставил нам подробный дневник своих работ. Папирусы сразу же были выставлены в Египетском музее в Каире, потому что они - очень ценны, они помогают нам понять то, как народ Египта строил пирамиды, которые были не просто царскими гробницами, но и центром экономического притяжения для всей страны. Мы знаем, где находятся гробницы тех, кто строил пирамиды в Гизе. Мы знаем, где они жили и что ели - следы всех этих сооружений нашли археологи в 1980-х годах. У нас есть надписи царских архитекторов, мы знаем имя Хемиуну - главного архитектора Великой пирамиды. Найдены специальные каналы, по которым от Нила к пирамидам доставлялись блоки камня из каменоломен Тура, расположенных на противоположном, восточном берегу реки. Все это - огромное количество свидетельств о невероятном трудолюбии и таланте египетского народа, который строил пирамиду еще и как символ общности всей страны, подобие изначального холма земли, на котором, по легенде, бог сотворил мир. Удивительная черта египетского искусства и, в том числе, строительства пирамид, в том, что одной из главных целей египтян было желание сделать мир лучше, совершеннее, чище, как это было в самые древние времена. Они называли это Маат - истина, справедливость, миропорядок. Египет поддерживает Маат и борется с Исефет - ложью каждым своим поступком, каждым своим творением. Это удивительно глубокие мысли и на их фоне очередная глупость про инопланетян или какие-то там другие древние цивилизации - просто глупость шарлатанов. Или, просто, они плохо знают сам Египет и все то наследие, которым он так богат.
- Правда ли то, что Египет - древнейшая цивилизация на земле? Что об этом скажет профессионал?
- Египет - древнейшая цивилизация в мире, наряду с Шумером, города которого находились на юге современного Ирака. Человеку трудно понять это: пять тысячелетий истории египетского государства. А это не считая культур, которые были до сложения государства фараонов в IV тысячелетии до н.э. и которые были объединены древнейшими царями в одну страну. Египет еще в древности считался родиной мудрости, искусства, знаний, медицины и страной, которую особенно хранит бог. В Москве, в ГМИИ имени А.С. Пушкина есть папирус 11 века до н.э. В нем рассказывается, как Херихор, верховный жрец храма в Карнаке, послал своего подчиненного за благородной древесиной кедра в Финикию, туда, где сейчас расположен Ливан. Посланника звали Унуамон. Он добрался до царя Финикии и тот, дав ему желаемое, сказал: «искусство вышло из земли Египта, и знание вышло из земли Египта, чтобы прийти в то место, где я пребываю». Это очень важные, правдивые слова, потому что даже в наши дни, если мы будем исследовать историю искусства, письменности, науки, рано или поздно мы придем с вами в Египет. Именно здесь - родина человеческой мудрости и земля самых невероятных чудес. Не побывать в Египте - это все равно, что прожить жизнь, не увидев самого главного. И, конечно, это большое счастье - заниматься культурой Египта, быть хотя бы душой - египтянином.
© Youm7, Mo’men Mokhtar
© Виктор Солкин