Вчера в Государственном Эрмитаже состоялось открытие выставки «Нефертари и Долина цариц». 256 памятников из собрания Египетского музея в Турине. Выставка, как я уже много говорил в прессе, - эпохальная, в том смысле, что это первый крупный привозной выставочный проект, посвященный древнеегипетскому искусству в России со времен «Сокровищ Тутанхамона», гостивших в СССР в 1970-х.
Ощущение от проекта сложное. Экспозиция сделана, во-многом, абсолютно бездарно. Но на нее надо идти и смотреть памятники. Попытаюсь вкратце объяснить, почему.
От самой Нефертари на выставке очень мало. Крышка разбитого саркофага, ушебти, сосуды для приношений, сандалии и ряд других памятников погребального инвентаря, старая и не особенно удачная, изобилующая ляпами деревянная реконструкция ее гробницы, ужасающие рисунки, якобы воспроизводящие сцены предстояния царицы перед богинями со столбов в ее гробнице, а на самом деле - очень вольные интерпретации этих изображений выполненные рукой нерадивого художника. Наверное, того же, который сделал ужасную афишу для всей выставки.
Вещи, связанные с Нефертари, «запрятаны» в дальней части зала, найти их нелегко, понять их место на выставке для простого посетителя - почти невозможно. Перед ними вы видите памятники крупной храмовой скульптуры, среди которых выделяются ряд статуй стоящей и сидящей богини Сехмет, замечательная триада Рамсеса II с Амоном и Мут, совершенно случайно попавший в историю с рамессидской царицей колосс Тутмоса I, а также стоящие «лабиринтом» витрины с керамикой, памятниками из Дейр эль-Медины - деревни строителей царских гробниц, стелами, керамикой, ритуальными предметами и папирусами. Увы, все эти памятники совсем не связались в единую композицию, расположены в слишком большом для проекта зале Малого Манежа хаотично. Зачастую - это и вообще стыдные анахронизмы, когда рядом с фрагментом лица колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан (14 в. до н.э.) стоит скульптурная модель - портрет птолемеевского царя (3-2 вв. до н.э.). Эти памятники разделяют, как минимум, 11 веков и они вообще никак не связаны с темой и хронологическими рамками выставки. Это стыдно и, видимо не зря куратору проекта в музее - А.О. Большкову - даже не дали слова на открытии, ибо сказать ему давно уже нечего.
В зале Малого Манежа огромные пространства остались банально пустыми и там по недогадливости не выключили подсветку, чтобы зрительно уменьшить объемы. Из-за этого группы памятников, большая часть из которых весьма миниатюрна, выглядят никак не связанными друг с другом пятнами в зале. Много плохо поставленного света, когда, например, на реконструированном из фрагментов наосе Сети Iиз Гелиополя вообще ничего не видно. Стелы, остраконы, памятники из известняка выставлены в витринах с бледно-соломенным фоном, на котором они просто погибли, сливаясь с этим самым фоном. Ну и верх многих витрин, по «доброй традиции», увы, забыли протереть от грязи и пыли.
На балконы зала вынесены редкими блоками саркофаги частных лиц, которые Эрнесто Скьяпарелли обнаружил в качестве вторичных погребений в гробницах царских жен и детей в Долине царей. Саркофаги, зачастую, очень красивы, но на многих стоит ужасный тусклый свет, убивающий скульптуру масок или же попросту недостаточный. Как-то компенсирует пространство балконов изобилие заупокойных папирусов I тыс. до н.э., зачастую очень интересных, которые, тем не менее, порой едва можно разглядеть. Туда же, наверх, засунули старенькие, 19 века модели храмов Нубии - кривые и неактуальные. Ну и баннер с пошлой афишей сослан туда же.
Что в итоге стоит посмотреть закрывая глаза на полный и постыдный провал экспозиционеров? Триаду Рамсеса из Карнака, вещи из гробницы Нефертари, прекрасные статуи Сехмет, колосс Тутмоса I, Туринский юридический папирус с текстом протокола обвинения против участников заговора убивших Рамсеса III, прекрасные небольшие стелы мастеров из Дейр эль-Медины, статуэтки и рельефы с изображением обожествленных Аменхотепа I и Яхмес-Нефертари, замечательную статуэтку царицы Тейе в облике богини Опет с телом синкретического животного соединяющего в себе черты форм бегемота и крокодила. Все остальное - вторично, либо с большой натяжкой относится к заявленной теме выставки. Но и это, бесспорно, прорыв. Все эти вещи многие соотечественники увидят впервые.
В «зоне Нефертари» демонстрируется видео с «реконструкцией» гробницы царицы, которая, однако сделана не с использованием изображений стен самой гробницы, а с фотографиями, сделанными со стенок устаревшей деревянной реконструкции. Оригинал подменен, увы, кривой копией. Из-за этого царица там выглядит уродливо, пропорции фигур часто нарушены, божества не похожи на самих себя.
К выставке вышел каталог, к счастью, написанный иностранными специалистами и переведенный на русский. Он обстоятелен, интересен, хотя и не лишен дефектов, явно появившихся уже при переводе его на русский язык. Об этом я напишу позже и отдельно.
В целом, посоветую конечно же сходить на выставку и найти в себе силы увидеть прекрасные памятники, не обращая внимание на отсутствие логики и экспозиции как таковой. Насладиться вереницей образов Сехмет и мельчайшими деталями керамики II-I тыс. до н.э. Но, если действительно захочется понять разницу, поехать в 2018-м году в Турин и посмотреть там, как все это должно выглядеть в рамках экспозиции, сделанной профессионально и интересно.
Ну и последнее, печальное. На официальном приглашении на ВИП-открытие изображена Нефертари со знаменитой сидящей статуи Рамсеса II из Карнака, которая является символом Египеского музей в Турине. Т.е. открывает выставку памятник, которого НЕТ на выставке. А сзади на обложке приглашения изображена Долина царей с подписью «Долина цариц».
(с) Виктор Солкин