Ну вот, мы и вернулись в Москву. Послевкусие замечательное.
Во-первых, я окончательно понял, что еще тогда, в 2015-м, делая юбилейную египетскую экспозицию, я очень полюбил Воронеж. Простор водохранилища и нагретые солнцем мачтовые сосны, цветущие акации, сирень, смешные коты и удивительные домики старой части города, ползущие с холмов к краю реки. И, конечно, главное, - совершенно замечательные люди.
Во-вторых, мы монтировали проект "Образ Нефертити" зная, что каждый вечер нас ждут настоящие и проверенные друзья, отношения с которыми сложились еще два года назад. Выставку делали с любовью, желая почувствовать образ Нефертити как-то иначе, не избито, лично. Это, думаю, получилось. И выгородка цвета мокрого асфальта и высота постамента и удивительные экспликации, и специально созданный нами для экспозиции видеофильм об истории и искусстве эпохи Амарны (да-да, мы успели и это, писали его ночами, задавливая мой бронхит микстурами и ромом, благодаря которому у меня вдруг обнаружился эротичный бас ))) А еще белые лилии, клубы дыма горящей храмовой мирры, и люди, люди и еще раз люди - неравнодушные, искренние, чрезвычайно нуждающиеся в проектах такого рода, более часа (!) не отпускавшие меня после двухчасовой лекции, на которой опять не хватило мест. На этом фоне кое-кто в Москве, не приходящий, забронировав место в зале, или фыркающий, что тема избита, - выглядит совсем дурно.
Именно поэтому в Воронеже я показал массу редчайших вещей, включая все портреты Нефертити из хранения Шейх Лабиб в Карнаке, которые видели единицы даже из числа профессиональных египтологов. Мы вместе с слушателями и посетителями выставки слушали звуки арфы, вглядывались в Образ Нефертити, пытались понять, почувствовать её и скульптора Тутмоса - творца великого шедевра. А еще всем не хотелось уходить из здания музея.
Еще вчера утром мы вместе с прекрасными коллегами из музея имени И.Н. Крамского, подняв бокал красного грузинского, встретили День музея не потому, что название праздника написано на календаре, а потому что, как сказали мои потрясающие друзья и коллеги, музейщик - это не лечится, это - группа крови.
Спасибо прекрасным Сергею Куприянову, Ольге Рябчиковой, Елене Пшеницыной, Алексею Русанову, Эдварду Агапову, Михаилу Быковскому, Денису Булавинцеву, Сергею Болгову, Елене Волковой, Дмитрию Зеленцову, Ларисе Китаевой, Ирине Демановой, Геннадию Гребенникову и многим другим прекрасным друзьям за то, что с вами жизнь становится осязаемой, вкусной, красивой и, главное нужной! С Вами было непередаваемо здорово создавать и дегустировать пространство "Образа Нефертити".