Письма с Востока. 19 марта 2014 года, 19.00.

Feb 28, 2014 00:22



Эта лекция, которую я читаю впервые, - о потрясающих женщинах 19 столетия, которые изменили привычкам высшего света Англии и Франции и отправились в Египет, для того чтобы не просто увидеть поразительные памятники эпохи фараонов, но и заняться благотворительностью на берегах Нила, открывая для феллахов школы, больницы, центры по поддержке женщин и детей. В Лондон, Париж и иные города Европы летели их письма и зарисовки, в которых отражен иной, потерянный навсегда Египет. Их не страшили болезни, враги и неизвестность. Они, невзирая на все препятствия, проходили тысячи миль вверх по великой африканской реке, открывая для себя и своих современников почти неизвестный Европе мир.

Поговорим об Амелии Эдвардс, Люси Дафф Гордон, Флоренс Найтингейл, Маргарет Мюррей и не только.

19 марта, начало в 19.00. В рамках выставки "Ученая прихоть. Женщина эпохи Просвещения". Вход свободный. Бронь мест письмом по адресу: infomaat@gmail.com Анне Колесниковой.

Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина. Москва, Новодевичий проезд, д. 10.



Департамент культуры города Москвы
Антикварный дом "Villa Nuova"
Антикварный дом "Русская усадьба"
Интеллектуальный Клуб Сергея Куприянова
Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО

представляют выставку



УЧЕНАЯ ПРИХОТЬ
Женщина эпохи Просвещения

из собраний
Александра Вержбицкого, Сергея Куприянова, Юрия Макаренко, Владислава Максимовича, Александра Подгорного, Александра Савинова

4-20 марта 2014 года

Эпоха Просвещения дала миру целую плеяду величайших философов и мыслителей, мировоззрение которых предопределило дальнейшее развитие человечества. Вольтер и Дидро, Монтескье и Даламбер - все они стали у истоков современной морали и, во многом, нынешнего общественного устройства. Мы с гордостью произносим имена Лавуазье, когда говорим о науке, Кука или Лаперуза, если вспоминаем великих мореплавателей, Фокса или Джефферсона, если говорим о великих политических мыслителях. Но за всем этим многообразием деяний великих мужей второй половины XVIII века, мы совершенно теряем из вида и недооцениваем роль “слабого пола” в эту прекрасную эпоху.

Но ведь именно эпоха Просвещения совершенно переосмыслила то положение, которое женщина занимала в современном ей обществе. И одной из первой общественных сфер, где женщина смогла заявить о себе, своей самостоятельности, была сфера культуры. Пожалуй, ни один период в мировой истории не дал миру, например, одновременно столько прекрасных художниц, как эпоха Просвещения. Элизабет Виже-Либрен, Аделаида Лабий-Гийар, Анна Валлаер-Костер, Анна Доротея Тербуш-Лищевская, Ангелика Кауфманн, Анна Раецкая, - вот далеко не полный список женщин - живописцев, творивших в это время.

Но меняется и взгляд мужчин живописцев на трактовку женского образа. Наряду с привычным в предшествующие эпохи репрезентативным представлением, приходит и искусство, построенное на нюансах, более естественном и живом взгляде на модель. В парадном портрете тон задавали изображения царственных особ. Портретная галерея “просвещенной” императрицы Екатерины II во многом повлияла на женские парадные портреты. В то же время, личное, теплое и интимное понимание женского образа начинает формироваться так же непосредственно в эпоху Просвещения.

Именно это многообразие взглядов на женский мир во второй половине XVIII века стало основной идеей при организации выставки. Лаконичный визуальный ряд, между тем, весьма четко обозначен главными, «знаковыми» произведениями. Первая группа произведений сосредоточена вокруг парадного портрета неизвестной с собачкой мастера круга Верколье, выполненного в 1700-х годах и демонстрирующего трактовку женского образа принятого в более раннюю эпоху барокко. Своеобразной антитезой образу неизвестной с собачкой служит великолепный парадный портрет баронессы Кенигсфельд выполненный художником круга Шарля-Алексиса Вина и уже в полной мере отражающий новый, свойственный эпохе Просвещения взгляд на женщину. Властная и самоуверенная аббатиса, настоятельница женского монастыря в Регенсбурге, не только предстает перед нами в светском костюме, но и каждым своим жестом (на что намекает веер в руке) говорит о своей значимости и независимости.

Совершенно по-иному трактован образ племянницы баронессы, молодой графини Д’Эйк, выполненный мастером школы Тишбейна. Погрудное овальное изображение графини некогда входило в большую семейную галерею и предназначалось для декорирования фамильной резиденции. Мягкая деликатная живопись этой картины раскрывают перед нами тонкий и трогательный образ молодой девушки. В отличие от предыдущего портрета, здесь художник крайне лаконично подходит к представлению внешних атрибутов и одежды героини, акцентируя все внимание на изображение лица модели. Но как и во всех произведениях, именно это мастерство живописца становится незримой основой того интимного диалога, который происходит между произведением и зрителем.

В экспозиции также будут представлены уникальные издания XVIII-XIX веков, предметы интерьера, объекты из археологических коллекций европейских собирателей XIX века, предметы декоративно-прикладного искусства.

Автор идеи, куратор проекта: Владислав Максимович (Антикварный дом "Villa Nuova")

Генеральный продюсер проекта: Сергей Куприянов (Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО)

PR-директор проекта: Анна Колесникова infomaat@gmail.com

Выставка открыта для публики с 5 по 20 марта, ежедневно, кроме воскресенья, с 11.00 до 19.00. В дни лекций и концертов, которые будут анонсированы отдельно, - до 21.30.
Вход свободный.
Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Новодевичий проезд, д. 10

лекция, анонс, выставка

Previous post Next post
Up