Эфир на радио "Свобода". В гостях у ведущих - замечательных Ольги Эдельман и Владимира Тольца - я и мой друг, доцент факультета археологии Каирского университета д-р Абуальхассан Бакри, уроженец Ком-Омбо.
Послушать здесь. "Тех, кто сооружал плотину, не интересовали ни культура, ни поразительные памятники древности, которым, как говорил Рамсес Великий, "не было подобных со времен предков". Обратившись в ЮНЕСКО вместе с министром культуры Египта, Сарват Окашей 8 марта 1960 года, я сделала все, что могла, чтобы помешать вандалам стереть с лица земли Нубию, храмами которой впрве гордиться все человечество. Каждому свое. Кто-то заботится о дешевой электроэнергии, которую можно будет дорого продавать. Я заботилась о другом. Когда Исполнительный Комитет ЮНЕСКО объявил о том, что невозможно спасти храм Амады - не было ни денег, ни специальной техники: храм нельзя было распилить на части, потому что он был сооружен из хрупкого известняка, а его стены покрыты тончайшими рельефами, по сей день сохранившими роспись, - я бросилась в ноги генералу де Голлю. Я сказала ему, что мы должны быть другими, что мы должны думать о грядущих поколениях и не должны допустить, чтобы советская лампочка уничтожала величайшие памятники культуры. И он услышал меня: Франция взяла Амаду под свою защиту. Храм целиком был перемещен на четыре километра от русла Нила, на место, расположенное выше прежнего на 60 метров. Да-да, целиком, по рельсам, на колесах. Это был настоящий подвиг. Им можно гордиться. Можно ли гордиться плотиной, уничтожившей дома сотен тысяч египтян и суданцев? Сомневаюсь. И еще: я не видела советских специалистов ни на работах по спасению Абу-Симбела, ни в Калабше, ни в Дерре, ни на острове Филе - там, где были нужны реальные усилия и действия, а не слова".
Кристиана Дерош-Ноблекур,
из мемуаров "Под взглядом богов" (Париж, 2003). (с) перевод: Виктор Солкин
"В 1959 году ситуация в Нижней Нубии стала особенно угрожающей. В результате работ по созданию Высотной Асуанской плотины правительства Египта и Судана столкнулись с тем, что без значительной иностранной помощи они не смогли бы спасти те памятники и археологические зоны, которые оказались под угрозой затопления искусственным озером, образующимся за плотиной. Это озеро имело бы различную глубину однако раскинулось бы на пять стоен километров вверх по долине Нила: триста километров в Египте и двести километров в Судане. Правительства Египта и Судана, таким образом, сочли необходимым подать срочное обращение в ЮНЕСКО, Египет - 6 апреля и Судан - 24 октября 1959 года, воззвав к обязательствам ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия человечества. Реакция последовала незамедлительно. Исполнительный Комитет Организации, на своей 54 сессии в ноябре-декабре 1959 года, рассмотрел доклад, подготовленный несколькими международными экспертами, и поручил Генеральному директору подготовить срочный призыв к правительствам, организациям, общественным и частным фондам, всем людям доброй воли с просьбой предоставить технические и финансовые средства чтобы спасти бесценные сокровища Нубии, оказавшиеся под угрозой полного уничтожения.
Призыв, прозвучавший 8 марта 1960 года стал началом беспрецедентного начинания... Для того, чтобы выполнить задуманное, потребовалось двадцать лет. За это время пришлось организовать археологическое изучение района, протяженностью более тысячи километров (по 500 километров каждого берега), а также 22 крупных памятников, среди которых - великие храмы Абу-Симбела и острова Филе, которые были перемещены на новые места. Эти двадцать лет непрерывной работы были необходимы для решения возникших многочисленных задач разного уровня сложности... ЮНЕСКО, а через ЮНЕСКО и государства-члены организации имеют полное право гордиться собой на всех уровнях, гордиться успехом, достигнутым всеми теми, кто на разных уровнях боролся за сохранение священных реликвий цивилизаций, которые сменяли друг друга в Нижней Нубии на протяжении нескольких тысячелетий.
С 1962 года Исполнительный Комитет ЮНЕСКО, состоящий из представителей 15-ти стран-участниц, встречался дважды в год, для того, чтобы вести учет и выработать директивы, необходимые для руководства операциями, миссиями и Фондом, созданным для финансирования кампании...
поступавших технических, археологических и финансовых отчетов, иметь полное представление о происходящем
Помощь международного сообщества заключалась в двух наиболее значимых аспектах, равнозначных по важности. Самый значимый и, конечно же, свободный вклад, сделанный государствами-членами ЮНЕСКО, касался финансовой помощи, которая позволила перенести на новые места храмы Абу-Симбела и острова Филе, а также спасти отдельные храмы, в частности, памятники Калабши, Амады, Бухена и Куммы. Длинный лист из более чем сорока стран-участниц упоминает тех, кто в рамках своих возможностей, передал значительные финансовые средства Фонду и, когда храмы Абу-Симбела уже были перемещены, осуществил дополнительные пожертвования, предназначенные для перемещения храмов острова Филе на остров Агилкия. Однако был и другой, менее заметный аспект международной помощи, который должен быть особо подчеркнут: он выражен колоссальной работой групп археологов, которые нашли средства, чтобы осуществить раскопки в тех районах как Египта, так и Судана, которые оказались под угрозой, и работали в тяжелейших условиях пустынных земель, находящихся на большом расстоянии от городов... Здесь работало сорок миссий... из Азии (Индия), Африки (Гана), Латинской Америки (Аргентина), Северной Америки (США, Канада) и Европы (Финдляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Великобритания, ГДР, ФРГ, Польша, СССР, Венгрия, Австрия, Чехословакия, Швейцария, Франция, Италия и Испания). Они работали бок о бок в Нубии на протяжении нескольких сезонов по концессиям, предоставленным им правительствами Египта и Судана, используя специальные фотграмметрические карты райнов, подготовленные Национальным Географическим Институтом Франции в Париже на средства ЮНЕСКО... Ситуация в Судане была особенно критической ввиду того, что это молодое развивающееся государство вообще не имело необходимого для осуществления работ персонала и экипировки... В Египте ситуация была иной: опыт старой Асуанской плотины, сооруженной в 1902 году и уже дважды, в 1912 и 1934 гг надстраивавшейся, а также прекрасно организованная Служба древностей Египта, оказали неоценимую помощь в работе на участке от Асуана до Абу-Симбела. Работы всех иностранных археологических миссий в Египте были прерваны в 1954 году, а освободившиеся специалисты - направлены в Нубию...
С 1960 про 1963 год экспертная комиссия рассмотрела три проекта по спасению храмов Абу-Симбела. По стоимости и по адекватности технического решения лучшим проектом был избран тот, в котором предлагалось распилить два храма на блоки весом от 20 до 30 тонн и переместить их на участок, расположенный на 60 метров выше их изначального местоположения. Реализация проекта потребовала выдающегося технического подвига. К югу от Тропика Рака, летом 1967 года железобетонные конструкции были собраны над вновь собраными памятниками таким образом, чтобы искусственные холмы сохранили исконный облик скальных храмов, не обрушив их помещения. Стоимость этого проекта - 42 миллиона долларов, около половины которой была предоставлена в виде международной помощи. Несколько лет заняли и исследования, призванные спасти Филе... Решение было принято только после того, как перемещение храма Калабши показало, что памятник таких значительных размеров может быть достаточно легко перенесен с одного места на другое с необходимой осторожностью. Более препятствий не ыбло и работа по разбору храмов Филе, слой за слоем, началась. Пронумерованные блоки помещались в хранилище, пока шла подготовка ландшафта острова Агилкия, на котором храмы должны были быть воссозданы вновь. В действительности, работы были очень сложны из-за того, что остров Филе находился между двумя плотинами Асуана, новой и старой, из-за чего уровень воды в озере, в которое погружались памятники, ежедневно колебался... Сегодня святилища с острова Филе заняли новое место, соориентированные так, как это ыбло прежде. Эти работы стоили более 30 миллионов долларов... Завершающий этап Нубийской кампании на Филе-Агилкия позволил оглянуться на годы титанической работы и признать, что дух Нубии все еще жив и что он поможет поверить в успех других, не менее сложных проектов, которые призваны спасти культуру человечества, воплощавющую его величие..."
(с) архив ЮНЕСКО
(с) перевод - Виктор Солкин