Доброго времени суток.
Две недели назад я начал рассказывать про то, как устраивался на свою первую серьёзную должность - техника ЭВТ в родной школе. Сегодня продолжу, сделав акцент на самой работе.
Накануне моего устройства компьютерный класс был полностью модернизирован в рамках тогдашней всеобщей компьютеризации школ. До этого информатикой мы занимались только в 10-11 классах и основной аппаратурой являлись отечественные ЭВМ «Электроника», на которых можно было лишь простейшие программы писать и «кружочки» рисовать. И вряд ли на них можно было серьёзно научиться программировать. Я уж не говорю об изучении других компьютерных продуктов.
С обновлением парка техники и объединением её в общую сеть многое (нет - всё!) изменилось. А я как раз и был призван участвовать (со своими знаниями) в этих изменениях. Всё-таки у нас в институте тогда уже «Пентиумы» первые стояли.
По сути, основной моей трудовой обязанностью было создание пособий для изучения базовых (как тогда считалось) программ: ОС Windows, Microsoft Word и Excel. Учительница информатики давала наборы материалов для теоретического и практического изучения, а я их «красиво» оформлял. Плюс иногда приходилось устанавливать программы на компьютеры, потому что порой они зависали или вылетали. Всё это я делал по ходу уроков: когда учительница рассказывала теоретический материал сидящим за партами посреди компьютерного класса учащимся, я «ковырялся» в ЭВМ-ках, расставленных по периметру трёх из четырех стен помещения.
Такая совместная работа продолжалась месяц. Потом, поняв, что я без проблем справляюсь с озвученными обязанностями, параллельно умудряясь и другим учителям пособия «набивать», «моя» учительница решила: пора расширить «фронт работы». И предложила вести факультативы. Я с сомнением согласился.
И стал в дополнение к половинам дней будничных работать факультативно по субботам. Причём выходной рабочий день начинался с полудня и продолжался до шести часов вечера. Факультативы мои были разбиты на две части. Для 6-7-8 классов я преподавал то же, что и основной учебный план для 10-11 классов, т.е. ОС, Word и Excel, а для 9-11 - основы программирования на языке Паскаль.
Так как желающих было намного больше, чем компьютеров, пришлось даже что-то вроде конкурса провести для отбора «достойных».
К сожалению (хотя это можно было предвидеть), все хотели не учиться, а играть на компьютерах, тем более что у подавляющего большинства дома такая техника отсутствовала.
Честно скажу, непросто нашёлся компромисс, особенно с младшими. Уговор заключался в следующем - тот, кому удавалось выполнить задание, мог оставшееся время играть. Не все это восприняли, но тем лучше - к концу первого полугодия остались самые понятливые.
С обучением программированию пришлось гораздо сложнее. Ведь начинать нужно было с азов информатики: систем счисления и представления элементарных операций. Здесь через полгода ко мне ходили от силы человек по пять-шесть. Пришлось даже из двух групп объединить их в одну.
Дети много из меня «крови попили». Всё-таки они уже были из совершенно другого поколения. Если я рос во времена перестройки и начала 90-х, захватывая ещё старую школу взаимоотношений между сверстниками и учителями, то уже эти дети впитывали в себя весь слом «переходного» периода. Для них курение и презервативы в туалете считались нормой жизни.
Однако, оглядываясь назад, не скажу, что опыт ведения факультативов был отрицательным. Наоборот, за них не только хорошо платили (намного больше оклада техника), но и впоследствии навык преподавания очень пригодился, когда через год учительница информатики ушла на больничный и я взял все её уроки.
Впрочем, вернёмся в первое полугодие моей работы…
В конце второй четверти нам провели Интернет. Это было круто! Выделенная линия по тем временам повсеместного Dial-up казалась чем-то невероятным.
Моя жизнь резко выскочила не только за пределы школы, но и города, и даже области. Именно тогда я завёл свой первый почтовый ящик, а спустя некоторое время и второй. Первый уже давно сгинул, а второй до сих пор является моим основным адресом электронной почты. Вот уже почти 15 лет!
Дополнительно я зарегистрировался в ICQ (или в простонародии «аське»), ставшей проводником в «большой мир». По ней я общался не только с сокурсниками по институту, но и с одноклассниками, уехавшими в столицу. И даже с одной девушкой из Владивостока.
Приходить на работу стало значительно веселее. К тому же, так как по субботам в школе я оставался один, нужно было самому закрывать класс и ставить его на сигнализацию во вневедомственной охране. В общем, у меня были свои ключи и свой пароль на сигнализацию. Вкупе это позволяло оставаться в школе по субботним вечерам и качать из Интернета порнуху. Хоть соединение было не быстрым, но достаточным, чтоб если не наслаждаться, то «посматривать клубничку».
Одним словом, вторая половина учебного года прошла на одном дыхании. Я даже не заметил, что наступил июнь - главный месяц всех студентов. Хорошо, что в школе в это время остаются только выпускники и мои «услуги» особо не требовались. Я мог спокойно готовиться к экзаменам и сдавать их.
Ещё в том июне умер дедушка, но это совсем другая история…
На сегодня всё!
Желаю приятного завершения выходных, а рассказ про «школьно-рабочие» годы продолжу через неделю.