Шариков это мцыри 20 века

Feb 18, 2023 09:29

Одна из вековых заморочек европейцев - искать некие романтичные таинственные народы.
Некие романтичные цыгане, благородные абреки, индейцы там и прочий таинственный Восток.
Как анализировали иные народы эти самые другие народы? Скажем, турки, арабы, персы или китайцы? Сколько мальчиков они смогут поставить в гарем, сколько джизьи заплатать? Взбунтуются или нет, если их уж слишком сильно резать. Как будут цениться рабы на невольничьем рынке.
А я вот тут перечитал несколько произведений. Первое, «Маттео Фальконе». Есть такой романтичный народ  - корсиканцы. Очень удивительный. Нищий даже на фоне нищей Италии, ничего не добился, но такой романтичный! А романтизьм заключается в том, что они чуть что режут горло и у них кровная месть. И слово своё держат. Сказал: зарэжу, будь уверен, обязательно зарэжет. Сын Маттео Фальконе ссучился и помогает  мусорам поймать  беглого убийцу. За это отец его убивает и сам становится беглым. Дескать, убивать своих детей плохо. Но, понятия это и понятия и сук надо мочить.
Второе - «Кармен». Некий француз путешествует по Испании и ищет по монастырям следы какого-то римского легиона. Ясный хрен, римский легион ему задаром не нужен и он обычный агент под прикрытием.
Там он встречает беглого убийцу Хозе. Но агент  ссучиваться он не хочет и помогает Хозе уйти от мусорков.
Далее он знакомится с романтичной и прекрасной девушкой, цыганкой. Романтичность и прекрасность заключается в том, что она переспала с ним сразу же, чернее местных итальянцев и платье яркое. А так иных достижений нет. Она тут же призывает своего подельника Хозе убить француза за котлы. Но подельник оказывается тем самым беглым убийцей. Баском. И он не убивает французского шпиона.
Потом мы узнаём историю Хозе. Он из уникального и таинственного народа басков. Уникальность и таинственность заключается в том, в том, что у них приступы неконтролируемого гнева, кровная месть и чуть что они пускают кинжал в ход. Каких-то иных достижений кроме буйности у них нет.
Она вовлекла его в цыганскую воровскую шайку, сломала жизнь, изменила с тореадором. Хозе не выдержал, убил Кармен и сдался властям. Вот и вся история.

Кармен обычная воровка, истеричка, блядь и убийца.  Но нам она подаётся как некий образец таинственного и романтичного народа. Платье же красное? Красное. Танцует? Танцует. Чернявая? Чернявая. Вот вам и весь секрет романтичности. Её кроме биорекатора вообще ничего не должно было ждать.

Но мы перекинем мостик к «Мцыри».  Генерал Ермолов везёт мальчика из вражеского племени. То есть, чеченца. Он заболевает и его оставляют в грузинском монастыре. Монахи-грузины научили его читать, писать, молиться и поститься. Но мальчик тяготится. Ему хочется воли. Ему хочется жить, как жили его предки на родине. То есть, быть абреком, резать головы и торговать урусами с турками. Ему интересен мир аманатов, зинданов и набегов. А вовсе не чтение православных книг. Он бунтует, убегает, не добегает до родины и сам себя обрекает на смерть. Вот и весь романтизьм.
Похожий сюжет в «Острове доктора Моро». Где белые цивилизаторы пытаются сделать из животных людей. А те не хотят. Тем хочется бегать на четвереньках, убивать друг друга. И они бунтуют. В «Планете обезьян» похожий сюжет.
При этом «Остров доктора Моро» это заведомо низовая литература, без претензиев на интеллектуальность. Хоть, и качественная.  Но Уэллсу хватило тяму не писать роман, в котором воспевается стремление животных бегать на четвереньках и желание найти волю.
Но неожиданно я понял, что из этой же серии «Собачье сердце». Только оно не о неудачной попытке сделать из свиньи человека, а из абрека монаха. А о социальной попытке. Шариков хоть и собака, но он олицетворяет пролетариат. Дескать, сколько не делай из него человека, будет всё то же «Остров доктора Моро».
Но вернёмся к Лермонтову. Получается, мцыри - это анти-Шариков. То есть, это и есть Шариков, который не захотел быть человеком. Но только симпатичный:
- Что-то вы меня больно утесняете, святые отцы. Ни убий, ни укради. Прямо как в трамвае. А я волю хочу!

Previous post
Up