Наконец-то появилось время записать впечатления! Была там пару недель назад.
Общее ощущение - маловато как-то. Плюс к этом - выставка собрана моей любимой лондонской NPG из разных мировых музеев и частных коллекций, но чисто концептуально, например, Ли Миллер там была интереснее. Хотя с другой стороны, есть много интересного, что я лично у Ман Рэя не знала или на что не обращала внимание. Еще такой нюанс - как сказала мне Ольга Аверьянова, из-за эмбарго (а я даже не знала, что оно до сих пор действует!) им пришлось заменить снимки из американских музеев на отпечатки из коллекции, кажется, Помпиду ("кажется", т.к. вот прямо в данный момент у меня нет списка работ перед глазами). Но Теренс Пеппер (известный куратор НПГ) смотрел и сказал, что замена получилась равноценной. В общем, из-за этого английский и российский каталоги разные! Хотя я сама пока их не сравнивала, т.к. английский еще не видела.
Выставка по периодам ("Нью-Йорк, 1916-1920" ит.д., такого плана деление). Ну, в общем, он же 50 лет трудился. Развеска немного странная - некоторые "периоды", причем очень разные хронологически, сливаются вместе.
Довольно много и интересно про его первые контакты с Дюшаном. Документация дюшановских работ, портрет Дюшана в женском образе Розы Селяви. Вообще, у НПГ уже была такая выставка в 2009 - "Inventing Duchamp"
http://www.npg.si.edu/exhibit/duchamp/portraits.html Удивительные ощущения были у меня лично от знаменитейшего манреевского автопортрета 1916 года (он же "Звонок"), который я до этого не видела "живьем" - очень объемное, начинаешь видеть детали (не как на репродукции в интернете). Хотя конкретно на выставке отпечаток 1970 (винтажей тоже много). Вообще, так гораздо более "выпукло" все, а в книгах и тем более интернете - как будто "приглаженно" (начинаешь поневоле задумываться о разнице между винтажами, печатью, интернетом и пр.). Скажем, женская попа у "Скрипки Энгра" выглядит увесистее, талия тоньше, а сама женщина - телеснее... авангард - менее абстрактным, более приземленным как будто.
Довольно много Кики, с которой у него были отношения с 1922 по 1928. На одной стене висят "Поцелуй" 1922 (его автопортрет с Кики, кто не знает), "Скрипка Энгра", Кики с африканской маской, тут же - чуть менее известные + кадры из нескольких фильмов Рэя ("Эмак Бакия", "Морская звезда", "Возвращение к разуму", четвертый я запамятовала). Кстати - хинт - надо включать их в преподавание истории фотографии, заодно будет интересно сравнивать с сегодняшней "мультимедийностью".
Ли Миллер наоборот мало. И очень жаль!... Жена Джульетт вызывает невольное "хороша, чертвока".
Есть интересные винтажи - типа "Сюрреалистических шахмат" из портретов всех ведущих сюрреалистов эпохи, подписи-карандашом. Еще из интересного - смотреть его рекламу, работу с голливудскими актерами и актрисами, работу для глянцевых журналов, цвет. Ава Гарднер - изумительная.
Поразившая меня чем-то фотография - Гарднер позирует с грудью наперевес.
Вот тут больше снимков и про то, как они появились
http://www.toutceciestmagnifique.com/2011/08/pandora.html Ссылка на сайт выставки в НПГ:
http://www.npg.org.uk/whatson/man-ray-portraits/exhibition.php Идти, короче говоря, стоит, но легкое разочарование можете испытать.