Ходили на открытие выставки "Святая Русь" в Третьяковку (ее готовили для Лувра, по требованию Медведева показали и в Москве). Странное ощущение. Много интересных и даже уникальных средневековых объектов и памятников, имеющих отношение к православию и - иногда- язычеству, собрано в огромном зале. Из самых разных мест, музеев, городов и пр. Можно долго стоять и вглядываться. Есть компьютерные интересные штуки - вроде отсканированных сводов, летописей и прочих манускриптов, которые можно листать постранично. Но... совершенно чудовищный пресс-релиз, хаотическая невнятность организации и кураторской идеи и ноль какой-нибудь хотя бы чуть-чуть развернутой, полноценной информации (только краткие подписи под объектами - название, где и когда сделан).
В чем цель организаторов?? Как справедливо отметила подруга, "ощущения святости совершенно не создается - и само слово "святость" раскрытия не получает".
В каталоге, кстати, информации гораздо больше. Что помешало поместить ее часть у самих объектов? В пресс-релизе написано, что в Лувре, мол, была другая концепция у выставки - предметы были помещены в контекст "истории Средневековья", а в России сконцентрировались на "наглядном и зримом, "вещественном" образе Святой Руси - Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного". Ну, и прочее в том же духе. Я верующий человек и меня, в отличие от некоторых, не приводит в гневно-ругательное состояние любое упоминание слов "православие" или "церковь" - но от подобных словес у меня создается ощущение какого-то махрового мракобесия и полной антиисторичности. Как будто взяли набор слов, угодный нынешней власти - сказали волшебное выражение "абракадабра" (с нами сила пиара!)- и теперь, видимо, чувство целостности должно у зрителей появиться само собой, без работы кураторов. А вот не появляется - почему бы это? Единственная вялая попытка хотя бы какой-то организации материала - бесцветные, незаметные наклейки на витринах, делящие выставку по неким "предметным" областям (что-то типа "религиозные предметы в домашнем обиходе" и пр.). При этом было стойкое ощущение: предметы извлекли из некой целостной "оболочки" (церковной или музейной), где они работали и были живыми - и молоточками это целостное восприятие раскололи в голове зрителей. Мне было трудно там находиться, вот просто на уровне ощущений. Но на проект в духе "выставки современного искусства с такой вот расколотой концепцией" это тоже, естественно, совершенно не тянет.
В общем, экспозиция в таком виде является отличным символом современной России в целом и ее науки в частности - усилия одних и полнейшая халтура других, огромные сокровища, которые существуют в виде осколков, обломков и совершено не связаны единой идеей и к тому же окружены некоторым информационным мусором и помехами. Такое чувство, что по уровню исторической науки оказываешься где-то в стране без сильных научных традиций и школ. Но помилуйте - оно же все было в России. Куда же подевалось? Провалы в памяти?
Уфффф. Из хорошего. После выставки ходила в мастерскую одного хорошего фотографа (к книге и выставке которого пишу текст) - и случайно увидела у него неопубликованные цветные работы (впрочем, он их уже выставлял, но альбомов не было). Кое-что напомнило Эгглстона, но нежнее и как-то задумчивей. Потом напишу, кто это. :)
АПД. Ого! Один из кураторов - Левон Нерсесян - оказывается, уже давно пишет о том, что "Святая Русь" -
"просто фантом, который в определенных условиях может быть очень вредным и опасным" И вообще - вот
подборка его рассказов о подготовке выставки, а также его оценка самой идеи "Святой Руси" в ее нынешнем виде - том, который нравится государству. Мда. "В верхах" все хуже, чем я думала - а Нерсесян, кстати, смелый человек.