Sony RX1 - полнокадровый компакт

Apr 12, 2013 15:04



Новая полнокадровая беззеркальная компактная камера от Sony с несъемным объективом по сути открыла новую нишу на рынке цифровых камер. Этот уникальный аппарат в первую очередь привлекает своими габаритами и использованием высококачественной оптической системы. Правда есть и нюансы - по результам использования камеры я совершенно точно уверен, что к разработке этой камеры не привлекали ни одного профессионального фотографа.

Камера нестабильно работает в автоматическом режиме, а ручное слишком запутано и не логично. Но поскольку все проблемы решаемы программным способом, есть шансы что в новой прошивке все недостатки будут исправлены.


У камеры полнокадровый 35 мм сенсор разрешением 24 Мп (6000х4000 пикселей) и несъемный объектив Carl Zeiss Sonnar 2/35. Стильный металлический корпус со стилизованными под классические камеры элементами управления (например, кнопка спуска затвора с отверстием для дистанционного тросика). Вес камеры порядка 450 грамм, а габариты позволяют носить её в кармане куртки. У камеры есть встроенная вспышка, предназначение которой, для меня осталось загадкой (лучше бы сделали встроенный оптический видоискатель) и башмак под дополнительные аксессуары (оптический и электронный видеоискатели, вспышки и т.д. - список дополнительных аксессуаров огромен).

Камера работает с картами памяти Memory Stick Duo или Secure Digital. В комплекте к камере идёт зарядное устройство с выходом Micro USB, шнурок на шею и тряпочный мешочек.



Легендарный Sonnar с классическим фокусным расстоянием 35 мм обсуждать нет смысла. Этот объектив показывает поразительную резкость во всех углах кадра на любых диафрагмах.

Ниже находится подборка разноплановых фотографий с RX1. Вся съемка в RAW, конвертация в RPP. По цветопередаче у камеры есть некоторые особенности, в частности очень много синего, но это исправляемо и скорее всего будет учтено в новой версии RPP. Во всех снимках присутствует EXIF, если кому-то будут интересны параметры съемки.

Особенностью камеры является отсутствие зеркала. Как известно, зеркало нужно не только для того, чтобы фотограф мог видеть сцену в реальном времени в видеоискателе, а еще и для того, чтобы обеспечить работу датчикам фазовой фокусировки (зеркало в зеркальных камерах полупрозрачное, часть света направляется в видоискатель, другая часть - на датчики фокусировки). Если убрать зеркало из камеры, то датчики фазовой фокусировки нужно располагать непосредственно на матрице, или же использовать контрастный метод фокусировки.



В чём различие? Фазовая фокусировка в чём-то похожа на классические видоискатели с клиньями на фототехнике прошлого века. Технически этот алгоритм фокусировки упирается только в быстродействие механики самого объектива. При фазовой фокусировке в любой момент времени процессор камеры знает на какую величину и в каком направлении сместить линзы в объективе для точного наведения на резкость.



Контрастная фокусировка основана на анализе изображения с сенсора камеры. Передвигая фокус объектива камера отслеживает максимальный контраст между двумя соседними пикселями и останавливает привод фокусировки сместившись на шаг назад. При контрастной фокусировке камеры каждый раз двигает фокус объектива в поисках нужного положения, т.к. изначально процессор камеры не знает куда и в какую сторону смещать линзы в объективе.



В результате быстродействие этого метода ограничено как скоростью работы процессора, так и механикой объектива, которой при каждой фокусировке нужно выполнять в два раза больше действий, чем в случае с фазовым методом фокусировки.



Так вот, беззеркальный RX1 по скорости фокусировки способен конкурировать с бюджетной зеркальной камерой и объективом без ультразвукового привода.



В режиме съемки видео, кстати, камера автоматически очень плавно и незаметно управляет фокусом, и самое главное эффективно. Кроме этого у камеры есть режим следящего фокуса с отслеживанием заданного предмета в кадре.



Несколько слов про съемку видео. Камера может снимать настоящие 1080p в формате AVCHD с цифровой стабилизацией изображения (фокусное расстояние в этом режиме составляет порядка 44 мм) и стереозвуком. Также есть возможность подключения внешнего микрофона с подачей питания через разъем.



Что касается управления камерой, то здесь всё неоднозначно. Сразу видно, что фотографов не спрашивали о том, что им нужно от камеры. В меню полно всяких стилей, съемки с эксповилкой, HDR, распознавание лиц и другие бесполезные опции. Любители обойдутся и без этого, а профессионалам оно просто не нужно.



В автоматическом режиме (и даже в режиме P) камера упорно держится за два параметра: диафрагма 4, выдержка 1/80. Открыть дырку или сократить выдержку она согласится только в случае, когда значение ISO достигнет предельно установленных. При этом минимальная выдержка не может быть короче, чем 1/2000, и этого может оказаться недостаточно при съемке в яркий солнечный день на открытой диафрагме.



С ручным режимом эти проблемы решаемы, можно вручную задать диафрагму (кольцом на объективе), выдержку (колёсиком на задней стороне камеры в верхней части) и ISO (диапазон от 50 до 25600, есть также возможность задать рабочий диапазон для автоматической установки чувствительности).



Но здесь возникает следующая проблема - камера не позволяет вручную откорректировать эти значения про наполовину нажатой кнопке спуска затвора!



Нужно отпускать кнопку, менять параметры и заново проводить фокусировку. Очень хочу надеяться, что это программная недоработка.



Следующее недоразумение - экран. Первая загадка с которой сталкиваются владельцы, это опция LCD Quality в меню с параметрами High и Standart. При его переключении кажется, что ничего не меняется, но это не так.



В режиме High скорость вывода картинки на экран составляет 60 кадров в секунду, что позволяет показывать очень плавное изображение при движении камеры. Этот же режим отличается повышенным энергопотреблением (заявлено, что на одном аккумуляторе можно сделать около 300 кадров). Почему нельзя было сделать, что по умолчанию картинка обновляется с частотой 30 кадров в секунду. а при нажатой на половину кнопке спуска увеличивается до 60?



Более того, экран НЕВОЗМОЖНО отключить! Есть режим Display off, но он просто выводит чёрную картинку и внизу остаётся строка с данными о выдержке, диафрагме и ISO. Полностью отключить экран можно только установив цифровой видоискатель и нажав на нём отдельную кнопку. При этом как только вы перестанете смотреть в цифровой видоискатель (там стоит фотоэлемент, фиксирующий что в него смотрят) - снова включится основной экран!



Оптический видоискатель получается совершенно бесполезным по причине того, что основной экран невозможно отключить. А именно отключение экрана позволит существенно сократить энергопотребление (кстати, экран у камеры закрыт пластиковым стеклом, но сама матрица отличается наличием пикселей четырёх цветов: красного, зеленого, синего и белого, что обеспечивает высочайшую яркость на солнце).



Отображение информации на экране тоже сделано нелепо. Существует две крайности - абсолютно все значки, какие только можно одновременно, либо только выдержка и диафрагма.



Первый режим мне не нужен, т.к. мне не актуальны настройки HDR, эксповилки и распознавание лиц. А во втором режиме отсутствует индикатор уровня заряда, и в результате вы совершенно неожиданно окажетесь в ситуации, когда аккумулятор разрядится без предупреждений. Есть еще цифровой уровень, позволяет выровнять горизонт и наклон камеры - штука хорошая, но по сути бесполезная.



Вообще с программной точки зрения камера очень «сырая». Например, если сразу же после съемки кадра нажать кнопку просмотра отснятого на экран будет выведено предупреждение, что камера занята и записывает файл. Окей, не вопрос, я готов подождать полсекунды, но нет, после вывода предупреждения камера не переключается в режим просмотра, надо повторно нажимать кнопку. А ещё в камере нельзя отдельно отключить звук имитации затвора, отключаются только все звуки сразу. Но мне, например, нужен звук подтверждения фокусировки, особенно при съемке от пояса не глядя на экран.



Мой основной режим съемки это P. При необходимости я корректирую экспопару уже после фокусировки вручную с помощью колёсика рядом с кнопкой спуска (речь про зеркалки Canon). Это основной режим съемки, больше ничего от камеры мне не нужно. RX1 это сделать не позволяет, она постоянно упирается в диафрагму 4 и выдержку 1/80, поэтому приходится в лучшем случае работать в режиме с приоритетом диафрагмы.



В итоге все недостатки камеры сводится к программной начинке, которую я надеюсь исправят в новой прошивке. А появление RX1 на рынке это революция среди беззеркальных камер. Техническая начинка камеры при доведённом до ума программном обеспечении способна составить серьезную конкуренцию профессиональным зеркальным камерам.



Тем не менее, главное преимущество RX1 - её размеры. Она весит минимум в 4 раза легче, чем профессиональная зеркальная камера со светосильным объективом. Даже несмотря на все перечисленные выше недостатки, в последнее время я так ни разу не доставал 5D Mark 2 из рюкзака.



Даже в поездку на север я брал с собой только RX1. И знаете... мне понравилось, что вся моя фототехника помещается в кармане куртки, а не занимает десятикилограммовый рюкзак.



Отсутствие сменной оптики скорее можно рассматривать как достоинство - приходится больше ходить ногами и правильнее строить кадр, чтобы в нём остались только нужные детали.



Но честно говоря я так и не понял для кого Sony позиционирует эту камеру? Любители RX1 не купят из-за высокой цены, а профессионалы будут недовольны тем, что этот инструмент не удобен для работы.



Но повторюсь - за возможность положить камеру в карман вместо отдельного фоторюкзака, ей можно простить большинство недостатков. Более того, я очень надеюсь, что их исправят в новой версии прошивки. А качество получаемых изображений даже нет смысла обсуждать - оно безупречно.

Да, ещё один плюс компакта в том, что люди вокруг совершенно не обращают на вас внимания, в отличие от ситуации, когда у вас в руках полнокадровая зеркальная камера с огромным объективом.

Также про камеру можно почитать у коллег:
http://pavel-kosenko.livejournal.com/474745.html
http://ternovskiy.livejournal.com/241176.html
http://podakuni.livejournal.com/725340.html
http://dima-chatrov.livejournal.com/478141.html
http://d-konstantinov.livejournal.com/635160.html
http://nl.livejournal.com/1218500.html

Пример оригинального RAW-файла с камеры

тест, оборудование

Previous post Next post
Up