Легендарная школа водительского мастерства Audi quattro работает в России уже 12 лет. Базовый лагерь в Карелии перестал вмещать всех желающих пройти обучение и уже вторую зиму подряд школа проводит занятия еще и в Ханты-Мансийске. Кроме этого программа занятий стала значительно интереснее по сравнению с тем, что предлагалось в Карелии три года назад.
У нас в программе три дня обучения раллийному управлению автомобилем на льду (более 300 километров трасс), баня, сауна и хоккей. А в завершении занятий самые настоящие соревнования с телеметрией, где я занял первое место!
Поехали!
Насыщенная программа начинается практически сразу после заселения в деревянный терем-отель, расположенный на берегу озера Добринское, всего в 30 километрах от Ханты-Мансийска. Ведёт обучение мастер спорта по ралли Евгений Васин.
2. В школе минимум теории и максимум практики, поэтому наличие базовых навыков управления автомобилем у вас уже должно быть. Основное, на что следует обратить внимание это непрерывное выполнение всех действий и самое важное - чувство баланса автомобиля.
3. С теорией не затягиваем, сразу же выезжаем на лёд. Это наш отель-терем и 10 полноприводных Audi A5 Sportback 2.0TFSI с роботизированной коробкой передач DSG. В каждом автомобиле два человека.
4. Уже на льду Евгений Васин показывает правильную посадку. Здесь всё элементарно. Руль практически для любого человека стандартной комплекции должен находиться в положении максимально вытянутом на себя и вверх. Спинка сиденья близка к вертикальному положению. Подробнее об этом я писал раньше (ссылки в конце статьи).
5. Теперь непосредственно упражения. Начинаем с простейшей змейки между конусов, которая постепенно усложняется и превращается в условно бесконечную связку поворотов на огромной ледовой площадке.
6. Длина площадки больше километра, это позволяет отработать навыки в процессе непрерывного выполнения манёвров и довести их до автоматизма.
7. Мой напарник по автомобилю - Дмитрий Ласьков (auto.mail.ru). Обратите внимание на посадку и положение рук на руле. Я запечатлел момент предельного угла поворота руля, необходимого для управления полноприводным автомобилем. Забудьте про руление с перехватом, максимальный угол отклонения руля от нулевого положения - не более 180 градусов в каждую сторону (при этом хочу заметить, у A5 рулевая рейка делает 3 полных оборота от упора до упора). Дополнительный доворот автомобиля осуществляется только за счёт работы педалью газа.
8. Инструктора выдерживают безопасную дистанцию между автомобилями и отдают команды с помощью радиостанций. Это возвратная прямая после выполнения упражнений.
9. Для занятий используются «боевые» шины Michelin NA00 18/65 R18. Эти же шины используются в ралли Монте-Карло. Передняя губа имеет усовершенствованную пластиковую защиту, которая защищает штатный бампер при встрече с сугробами.
10. Температура ночью была ниже минус 20 градусов, а днём на солнце поднималась в лучшем случае до -10°C. Инструктора всё это время находятся на улице, в отличие от обучающихся, которые сидят в тёплых автомобилях. Сложность упражнений плавно увеличивается, вместе с ней растёт количество допущенных ошибок. Правда пока всё ограничивается конусами, а не жесткими снежными брустверами.
11. Первый день занятий подходит к концу и группа возвращается в отель. Мы только что прошли разминку, которая на первый взгляд кажется слишком простой, но без неё нельзя переходить к следующим упражнениям. Вечером отдых в бане, ужин и более плотное знакомство участников друг с другом и с командой инструкторов.
12. На следующий день ранний подъем - световой день зимой на севере короткий и надо его использовать по максимуму. Первое упражнение снова на площадке, причём самое сложное - использование инерции заноса в повороте для того, чтобы «переложить» автомобиль на другую сторону перед следующим поворотом в противоположную сторону.
13. После этого отдельные упражнения на расчищенных трассах. Среди них эллипс, гантель, круг, нессиметричная гантель, расчёска, петля и пружина. Участники делятся на команды по 2-3 автомобиля и под руководством отдельного инструктора отправляются выполнять упражения. После нескольких кругов происходит смена водителей, а затем и смена упражнения.
14. Упражнение пружина, по мнению Евгения Васина, самое сложное. Это связка из нескольких петель с доворотом - крутизна поворота меняется в процессе его прохождения и требует активного применения навыков доворота автомобиля в поворот с помощью педали газа.
15. Цена ошибки на этих упражнениях также выше - любой вылет с трассы и по команде прибывает Safety Car: Audi Q7 с электрической лебёдкой в переднем бампере. Выполнив свою миссию команда спасателей быстро и незаметно исчезает.
16. Все заезды проходят без перерывов, пообщаться с инструкторами можно только во время ожидания эвакуации (пока идёт эвакуация все экипажи стоят) или в то время как напарник выполняет упражнение. Хотя гораздо эффективнее сидеть рядом - хотя бы просто смотреть со стороны на те же самые манёвры и обращать внимание как на ошибки, так и правильные действия.
17. Комплекс упражнений претерпел существенные изменения по сравнению с программой в Карелии три года назад. Существенно увеличилась ширина трасс и их протяженность. К тому же упражнения стали сложнее и интереснее. Пропало ощущение того, что для закрепления того или иного упражнения не хватило ещё пары кругов (такое чувство было у меня на занятиях в Карелии).
18. Инструктора наблюдая со стороны видят абсолютно всё - как водитель вращает руль, как нажимает на газ, более того, они видят то, как меняется баланс автомобиля по осям и дают оперативные советы в процессе выполнения упражнений. Но новичков это зачастую сбивает с толку - они и так с трудом пытаются освоить управление на льду, а тут еще и постоянные советы под руку.
19. Боковые скольжения это красиво, но важно понимать, что для по-настоящему быстрой и эффективной (не эффектной) езды их должно быть минимум. Зацеп у гоночных шин отличный и это позволяет ездить по льду на достаточно высоких скоростях, по сравнению с гражданской шипованной резиной.
20. Основная заслуга гоночных шин заключается в возможности эффективно тормозить на льду. Ведь чем быстрее вы едете, тем чаще и сильнее нужно тормозить. А при прохождении поворотов главное правило: лучше медленный вход и быстрый выход, чем наоборот.
21. Во второй день даже обед у нас был в чуме на трассе, чтобы не терять драгоценное время на проезд до отеля и обратно. И если после первого дня обучения (а по сути это было всего около 3 часов от обеда и до захода солнца) мы были полны сил кататься по льду хоть всю ночь, то к концу второго дня сил совсем не осталось.
22. Вечером командный матч в русский хоккей на льду. Победила как всегда дружба.
23. Третий день - самый интересный, проходит на второй части озера. Здесь сделано несколько гоночных трасс длиной от 1 до 3,5 километров. Начинаем с коротких и постепенно переходим к самой длинной.
24. Пока все тренируются на трассах, Евгений Васин берёт на борт Quattro Express (Audi S4 на 4,5 мм «гвоздях» BFGoodrich) по двух человек из каждого экипажа и показывает мастер-класс езды по той же самой трассе, на которой мы поедем совсем скоро. Разница в шинах заметна сразу - на таких скоростях проехать эту трассу на наших тренировочных шинах просто невозможно.
25. В течение нескольких часов все экипажи непрерывно катаются по самой длинной трассе. За этот день мы укатились по льду до полной потери сил. В это же время на коротких трассах проходят заезды на время. В этом году всё серьезно - телеметрия Racelogic на каждом автомобиле с видеозаписью и хронометраж Tag Heuer.
26. Всего две трассы. Одна короткая и «затычная», с большим количеством поворотов, другая более скоростная, но и цена ошибки на ней выше. По каждой трассе два тренировочных проезда (запомнить её не удаётся) и один на время. В зачёт идет сумма времени на обоих трассах.
27. Вершины поворотов на трассах отмечены конусами, за каждый сбитый начисляются штрафные секунды. Также на второй трассе перед финишом сделан ретардер для снижения скорости (на фото). Для заездов используется два автомобиля с новыми шинами (на учебных автомобилях часть шипов уже вылетела), чтобы уровнять шансы участников.
28. Вся группа с инструкторами в сборе.
29. Вечером награждение сертификатами и объявление победителей. Мне достаётся почётное первое место с убедительным трёхсекундным отрывом и лучшим временем на обеих трассах.
Видео заезда на второй трассе. Обратите внимание, скольжения в поворотах минимальны. Также оцените ширину трассы, которая позволяет пилоту самостоятельно выбирать правильную траекторию.
Click to view
30. На этом программа обучения завершена и нас ждёт самолёт домой в Москву.
Что касается техники управления полноприводными автомобилями, то рекомендую прочитать подробную статью об однодневном курсе
Школы quattro в Яхроме. В ней всё разложено по полочкам и расписан алгоритм действий для максимально быстрого прохождения поворотов на любом покрытии. А также можете посмотреть отчёт о мероприятии
«4 дня с quattro» в Карелии в 2010 году.
Эти курсы обязательны к посещению всем, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения из точки А в точку Б, особенно если вы владелец правильного полногоприводного автомобиля. Даже если вы ездите на Субару и вам кажется, что вы всё умеете. Если же вы до сих пор не оценили возможности полного привода, то после этих курсов вы гарантированно захотите купить себе полноприводный автомобиль.
Но помните, что записываться нужно заранее, возможности школы не безграничны, а желающих с каждым годом становится всё больше.