Продолжение итогового отчёта по автомобильной экспедиции «Синильга». Из-за проблем с ограничением на количество символов в одной записи ее пришлось разделить на 2 части. Начало -
здесь.
День 8. Республика Дагестан
Продвигаемся дальше на восток - в Дагестан. Торжественная встреча на границе регионов с встречающей стороной и сразу же нас предупреждают: правила на дорогах у нас отсутствуют, будьте аккуратнее. Тем временем у нас уже появилось стойкое ощущение того, что мы внезапно оказались в какой-то восточной стране.
Правила на дорогах действительно никто не соблюдает и ездит как ему нравится, хоть по встречной полосе, хоть по обочине. Когда трасса проходит через населенные пункты к ней вплотную примыкают придорожные лавки, дорога сужается до полутора полос, по которым неспешно проезжают автомобили маневрируя между припаркованных на обочине тут и там автомобилей. Среди этого хаоса бегают маленькие цыгане и выпрашивают деньги. Вот такой он - Восток.
К сожалению, по Дагестану наша программа посещения достопримечательностей была слишком короткой и фактически ограничилась посещением бархана Сарыкум под Махачкалой. Затем была вечерная прогулка по Махачкале и купание в Каспийском море. Разумеется, что этого мало, чтобы делать выводы о Дагестане, ведь как известно кто не побывал в Высокогорном Дагестане можно считать ничего не видел. Но это уже оставим на следующий раз, ведь никто не запрещает вернуться сюда снова.
На этом наша Кавказская программа подошла к завершению и мы выдвинулись в сторону Калмыкии. По пути город Кизляр, известный на всю Россию коньячным заводом и знаменитыми кизлярскими ножами. А еще здесь выпускают особую водку - Кизлярку. С ножами ситуация еще интереснее, огромный выбор очень интересных моделей по смешным ценам. Я, например, купил отличный складной нож всего за 800 рублей.
Бархан СарыкумКизлярские ножи День 9. Республика Калмыкия
Дорога из Астрахани в Махачкалу - это фактически вторая трасса, по которой можно попасть из Центральной России на Кавказ. Зачастую, она может оказаться более предпочтительным вариантом, чем трассы М4 и М29 с достаточно высокой плотностью автомобильного транспорта. Но, здесь тоже есть свои особенности. Во-первых это степь и полное отсутствие цивилизации, а также асфальта. Если внимательно посмотреть карту, то становится очевидно, что прямой асфальтированной дороги по кратчайшему пути здесь нет. Более того, ближе к Астраханской области дорога начинает петлять, а указателей практически нет, да и асфальт иногда исчезает. Лучше всего на перегон Махачкала - Астрахань заложить целый световой день.
Приблизительно через 50 километров после границы Дагестана и Калмыкии вас дет первый сюрприз. Прямая как стрела асфальтированная дорога уходит далеко за горизонт, хотя указатель на ближайшем перекрестке показывает, что Астрахань налево. Но ведь навигатор ведет прямо, к тому же если ехать налево, это будет крюк почти в 200 километров. Через пару километров очень важно не расслабляться и обязательно притормозить перед знаками «Дорожные работы» и «40». Прямая, как стрела дорога внезапно обрывается и начинается степь. Хорошо, что мы притормозили. Как нам рассказали чуть позже Калмыцкие гаишники - буквально совсем недавно здесь произошла авария, одна из самых нелепых, какую только можно себе представить - два человека погибли казалось бы на ровной прямой дороге посреди степи.
Мы немного заблудились в степных тропах, а поскольку спутниковыми снимками местности мы не догадались запастись, то решили поехать по указателям, сделав огромнейший крюк, зато проехав по асфальту. Одна из самых утомительных дорог за все время нашего пути. На горизонте - степь и ничего не происходит. Асфальтированная дорога прямая, как стрела, но с очень старым и кривым асфальтом. Ехать медленно невыносимо скучно, а на высокой скорости трясет и подбрасывает. А вдоль дороги стоят пожалуй одни из самых старых дорожных знаков, которые я когда-либо видел. Ржавые, покосившиеся с заботливо выполненной детализацией изображаемых объектов. Границу с Астраханской областью мы пересекли уже после заката солнца.
День 9. Астраханская область
Уже на подъезде к Астрахани почувствовалось ощущение родной стихии. Нет, на Кавказе очень хорошо, порой даже значительно лучше, чем может показаться со стороны. Но все-таки это немного другой мир со своими традициями и обычаями, который для нас, жителей Центральной России, еще не такой близкий и родной. Из-за позднего прибытия наша вечерная программа в Астрахани свелась к прогулке по набережной вместе с выпусниками, отмечающими последний звонок.
На следующий день мы посетили место съемки фильма Святитель Алексий, проходившие в месте под названием Сарай-Бату. В настоящее время бывшие киношные декорации переделывают в туристический объект. Очень интересное и красивое место недалеко от трассы. Будет особенно интересно проезжающим туристам, которые приезжают в Астрахань только за рыбалкой. Впереди у нас озеро Баскучак и гора Большое Богдо - 140 метров на уровнем моря, самая высокая точка Прикаспийской низменности. Я приезжал сюда в 2008-м, правда это было в августе, когда степь была полностью выжжена палящим солнцем.
В глобальном масштабе здесь ничего не изменилось - на озере также, как и раньше добывают соль, работает санаторий-профилакторий, за отдельную плату пускают в заповедник на гору Большое Богдо. Из принципиальных изменений - перекопали и закрыли проезд к пресному озеру на кордоне Пионерская балка, создав проблемы для «дикого» отдыха на природе, здесь не так много мест, чтобы поставить палатку. Из интересных особенностей - купаться в Баскунчаке оказывается можно только в июле-августе, до этого момента берега подтоплены и подойти к соленой воде проблематично. А еще мы застали небольшую пылевую бурю, когда находились на вершине горы. На ночлег остановились в единственном в посёлке санатории-профилактории «Баскунчак», который, как оказалось не пустует даже в это время года. С трудом вся наша группа из 9 человек расселилась по свободным номерам.
Следующим утром визит в продуктовый магазин, купить знаменитой Баскунчакской соли. Три года назад килограмм соли стоил 2,5 рубля, а сейчас цена выросла до 7,5 рублей. Повышение цены объясняют тем фактом, что после добычи соль отвозят в Оренбург, а затем после очистки и упаковки привозят обратно - вот она, загадка логистики.
Далее основная группа выезжает в Волгоград, там их ждет круглый стол и несколько других официальных мероприятий. А наш одиночный экипаж выезжает в сторону озера Эльтон - наконец-то я хочу проехать до озера по степи, по кратчайшему пути. Ведь три года назад нам пришлось сделать крюк длиной 400 километров, зато не съезжая с асфальта, чтобы попасть на Эльтон. Кратчайший путь через степь всего 100 километров, но мы совсем не знаем дорогу.
Сарай-БатуСоленое озеро БаскунчакГора Большое Богдо День 10. Волгоградская область
Еще в Баскунчаке узнаем, что самый короткий путь проходит вдоль железной дороги от посёлка Верхний Баскунчак строго на север. Единственная проблема на этом маршруте - граница с Казахстаном. Что ж, попробуем узнать информацию у пограничников. Небольшая будка с двумя воротами перегораживающими степь, которые при желании можно объехать. Навстречу выходят два пограничника, которые подтверждают, что ещё год назад здесь был открытый пограничный переход, но сейчас он закрыт и даже если они нас пропустят, то Казахи нас повяжут и депортируют обратно. В настоящее время переход открыт только для жителей приграничных районов. А работы у пограничников тоже особо нет, при нас один из них демонстративно достал бинокль и стал обозревать окрестности, при этом наблюдая за территорией России.
Что ж, попробуем найти дорогу на Эльтон самостоятельно. Основной ориентир для нас - полигон Капустин Яр, проезд через который официально закрыт, но очевидно, что всю степь огородить забором невозможно. Несколько вопросов местным жителям в попытке найти дорогу и вот мы уже едем по степи в обход военных частей. Самая натуральная степь с множеством разветвляющихся дорог. Ехать можно только по Азимуту, других способов движения по степи нет. Каждая развилка, как лотерея, если выбрал не ту дорогу, то можно намотать лишние несколько километров. А еще на горизонте то тут, то там мелькают военные позиции, с блестящими на солнце боевыми машинами. Несколько раз оказываемся в ситуации, когда на горизонте нет вообще ничего. Сейчас, судя по карте мы пересекаем границу областей и вот уже начинаются намеки на цивилизацию. Справа на горизонте крупный поселок, за ним ЛЭП, а чуть дальше уже Казахстан. Грунтовая дорога стала шире и ровнее, еще 40 километров и мы оказываемся в поселке Эльтон. На озере ничего не поменялось с моего прошлого визита, да и по большому счету простому обывателю здесь может быть скучно. Средняя глубина озера всего 10 сантиметров, поэтому искупаться здесь не получится. Сюда приезжают за целебной грязью, которую вывозят в бочках.
Наш маршрут продолжается на север, на этот раз уже исключительно по асфальту. Это 100 километров до Палласовки и еще столько же до города Николаевск. Отсюда через Волгу ходит паром в город Камышин, на который мне не удалось попасть в прошлом путешествии. Тогда вся проблема заключалась в том, что был сезон бахчевых, которые вывозили на всех видах транспорта в Москву, последний паром тогда ушел в 23 ночи, а перед нами была еще полукилометровая колонна грузовиков с арбузами. В этот раз нас снова ждала неудача, в «низкий» сезон паром ходит всего 3 раза в сутки: в 7, 10 и 13 часов, а мы приехали на пристань уже на закате. Ближайшие точки, где можно перебраться на другой берег Волги: плотина в Волгограде и мост в Саратове. Что ж, придется ехать в Саратов, хотя тогда мы пропустим утёс Степана Разина, находящийся на другом берегу Волги.
Впереди еще одна неожиданность - паром через Волгоградское водохранилище, который мы случайно заметили на карте. Встречных автомобилей нет вообще, а это немного пугает, если паром не будет работать, то мы потеряем очень много времени на возвращении обратно. К тому же у нас заканчивается топливо, а АЗС давно не встречались по пути. Чудом мы успеваем за 5 минут до отплытия последнего парома, на котором еще есть свободные места. Переплываем и едем дальше. По иронии судьбы около посёлка с названием Ровное внезапно заканчивается асфальт. Неожиданность объясняется очень просто - граница двух областей.
Озеро Эльтон День 11. Саратовская область
В посёлке мы тщетно пытаемся найти АЗС, казалось бы в поселении, где домов не менее тысячи однозначно должна быть АЗС, но ничего не найдя возвращаемся на трассу, где внезапно появляется крупная АЗС ТНК. Здесь же происходит стыковка с дорогой, идущей напрямую из Палласовки. И самым главным открытием оказывается тот факт, что проложенный мною три года назад маршрут до озера Эльтон оказывается единственным верным и правильным. Он не зависит от паромов и полностью проходит по асфальту: Саратов - Энгельс - Палласовка - Эльтон. А нам до Саратова остается еще около 200 километров. Дорога хоть и асфальтированная, но весьма посредственного качества. Непосредственно Саратов мы проезжаем почти насквозь, по какой-то случайности миновав центр города (в прошлый раз мы нашли его элементарно). Находим подходящий отель и ложимся спать.
Уже второй день наш экипаж путешествует отдельно от основной группы. Сегодня в обед мы должны снова встретится уже в Тамбовской области, в заповеднике Воронинский. Стартуем практически одновременно, в 9 утра. Два экипажа из Волгограда должны проехать 450 километров, из них 350 по трассе М6, у нас же общее растояние до цели всего 350 километров, но по дороге совершенного другого качества. Утром мы еще не знали о том, что дороги Саратовской области будут самыми плохими, за все время нашей экспедиции. При этом трасса Саратов - Борисоглебск оказалась еще не самым плохим, что мы увидели после. В Балашове мы повернули на северо-запад, наша цель посёлок Инжавино Тамбовской области. Первые два экипажа сообщили о том, что им до цели осталось менее 100 километров, в то время как мы, казалось бы мчали на максимальной скорости и серьезно отставали от них. Внезапно у нас на пути кончился асфальт. Нет, он конечно был, но назвать это дорогой просто не поворачивается язык. Степные дороги Астраханской области выглядит шикарнейшими автобанами на фоне этого ужаса. Ну разумеется, здесь граница областей, казалось бы чего удивляться - типичная ситуация для России, когда дороги между границами регионов, если это не федеральная трасса, находятся в ужаснейшем состоянии.
День 12. Тамбовская область
Мы уверенно боремся со стихией преодолевая километры этой ужасной дороги. Постоянно сбивает с толку навигатор, который пытается отправить в неизвестность. Под глазами три навигатора и у каждого свой взгляд на происходящее. Два раза мы ошибаемся с поворотом, но моментально исправляем свою ошибку, а вот на третий раз наш опыт позволил избежать ошибки, что помогло нам наверстать отставание от других экипажей. Как оказалось, они заблудились почти у финиша, тоже поверив указаниям навигатора.
В Инжавино нас встретила дирекция заповедника Воронинский и провела интереснейшую экскурсию по территории заповедника. Главной достопримечательностью заповедника можно считать Барскую гору откуда открывается живописный вид на долину реки Ворона. После экскурсионной программы едем в Тамбов, который оказался крайне симпатичным и уютным городом. Чистый центр города, отличная набережная на реке Цна, одним словом - отличный город.
Барская гора День 13. Липецкая область
Очевидно, что после Кавказа мы получили такое количество впечатлений, что здесь, в Центральном регионе нас трудно удивить, особенно красивой природой, но по нашему маршруту мы также должны посетить заповедник «Куликово поле» в Тульской области. Чтобы разнообразить программу решаем проехать через Липецк и Лебедянь, а заодно и посетить нашего старого знакомого, Леонида Мулярчика, строящего своими силами собственный
метрополитен на берегу Дона.
За два года заметен очевидный прогресс в строительстве, Леонид прошел еще около 15 метров тоннеля и забетонировал основание. Уже второй год к нему едет стабильный поток туристов, на пожертвования которых он закупает цемент и продолжает строительство. Затем мое любимое
Ишутинское городище на берегу Красивой Мечи с плотиной и перекатами, а после
Конь-Камень. После этого на Куликово поле, по странным дорогам и полям. Здесь, в Монастырщине, ночёвка и очередная встреча.
Лебедянский метрополитен День 14. Тульская область
Ну и завершающий день экспедиции, очень спокойный и расслабленный. Спешить уже никуда не нужно, до Москвы осталось менее 300 километров. Куликово поле, заповедные территории, памятники и музеи. После обеда выезжаем в Москву. Ура, мы дома!
Ишутинское городищеКонь-КаменьКуликово полеМонастырщина Море новых впечатлений и эмоций, а также еще один большой регион, на который я могу поставить метку «я здесь был».
Отснятый видеоматериал и фоторепортажи об отдельных объектах на нашем пути я покажу чуть позже.
• Мобильная связь - Традиционно наилучшее покрытие у Мегафона. На Кавказе больше всего проблем со связью у МТС.
• Топливо - Вне Кавказа с топливом проблем нет вообще, АЗС всех известных брендов в наличии. На Кавказе проблемы с евро-дизелем, плюс полное отсутствие АЗС известных брендов, их не пускают на рынок. Особенно актуально для Чечни и Дагестана. Cредний расход топлива за всю поездку - 11 литров солярки на 100 км.
• Ночлег - С жильём ситуация неоднозначна в целом. Мы пользовалась по большей части гостиницами в крупных городах. На Кавказе проблемы с сервисом и зачастую очень завышена стоимость (5000 рублей одноместный номер в Грозном). В остальных регионах стоимость одноместного номера колебалась в пределах 2000-3000 рублей.
На приложенной карте видна скорость нашего движения на различных участках трассы. Синий цвет - скорость более 100 километров в час, зеленый - от 50 до 99 км/ч, желтый - 20-49 км/ч, красный - менее 19 км/ч.
Трек нашего маршрута (обновление каждые 10 секунд при наличии сотовой связи) можно скачать
здесь (300 кб). Из-за неполного покрытия связью всех регионов где мы были в треке имеется несколько потерянных, некритичных участков. Схема маршрута и бортовой журнал расположены
здесь.
Подводя итог экспедиции хочу сказать, что действительно Лучше гор могут быть только горы, поэтому когда будете думать о том, где провести отпуск не забывайте о таком красивом и прекрасном месте на земле, как Кавказ. Даже Чечня и Дагестан не такие страшные, как может показаться не первый взгляд, хотя и все равно рекомендую не терять бдительность и быть аккуратнее, независимо от того в каком регионе вы путешествуете. Да, если кто-то соберется на Кавказ, то у меня теперь есть множество полезных контактов людей которые с радостью помогут в вашем путешествии.
Вперед, в новые путешествия!