Теленеделя с 16 по 23 сентября
Такого количества телезрителей у экранов и, соответственно, таких высоких рейтингов за одну неделю не было очень давно. Сразу три телепроекта привлекли внимание почти трети всей телевизионной аудитории страны. И все вышли на "Первом канале". О том, что именно так привлекло очень разных людей, рассказывает обозреватель Арина Бородина.
Ванга возвращается
Больше всего меня удивило, что "Первый канал" не назвал свой сериал просто "Ванга". Почему-то решили дать ему полное имя знаменитой предсказательницы - "Вангелия". Я, кстати, не уверена, что хотя бы половина из тех, кто смотрит сериал, знали, как ее на самом деле зовут.
Но промокампания сериала не оставляла сомнений: любой, кто хоть мельком включил телевизор на "Первом", тут же увидел бы, что здесь покажут сериал о Ванге. Я даже подумала, что, может быть, "Вангелия" появилась из-за того, что кто-то уже оставил за собой авторское право на название "Ванга"? Но на канале меня заверили, что такой проблемы нет.
И все же странно. Убеждена: назови "Первый канал" свой сериал просто "Ванга", - потенциальное количество зрителей у первых серий было бы еще больше. Хотя рекорд, конечно, случился. Российские зрители испытывают небывалый ажиотаж по поводу всего, что связано с именем Ванги.
Два с половиной года назад на канале НТВ выходила часовая программа под названием "Ванга возвращается! Секретный архив прорицательницы". И тогда весь телевизионный рынок обсуждал совершенно фантастические рейтинги этой программы: общероссийская доля аудитории - более 40,8%, с рейтингом 16,2%. При этом Москва, где, как считается, публика более просвещенная, прилипла к телевизорам еще активнее: когда на НТВ рассказывали про Вангу, доля тут была почти 43%, а рейтинг перешагнул отметку в 17,9%.
Таких цифр почти не бывает, разве что в Новый год у пятиминутного обращения президента, когда все сидят за столами и ждут боя курантов. А тут - целый час эфира.
Такие огромные рейтинги - это даже не телевизионные рекорды. Это психология зрителей. Психология конкретных людей. Ведь понятно, что этими 40-43% аудитории были не только пенсионеры и домохозяйки, и не только верные зрители НТВ. "Ванга возвращается…" смотрело много молодых и активных людей, мужчин и женщин, которые, судя по всему, побросав все дела, зачем-то смотрели вечером по телевизору то, что "слепил" им в эфире канал НТВ, завернув это в имя Ванги. Понятно, что никаких сенсаций и ответов на вопрос, что с нами будет и когда все это кончится, в программе НТВ тогда не прозвучало. Архивы и наследники прорицательницы тоже не представляли собой ничего особенного. Но зритель-то сидел до конца эфира и явно чего-то ждал.
Любопытно, что когда спустя некоторое время канал НТВ повторил эту же программу про Вангу, доля зрителей уменьшилась вдвое. Казалось бы, люди поняли: не стоит это смотреть. Но ведь и 22% зрителей (а это очень много в конкретных цифрах) все равно вновь чего-то ждали от уже показанной по телевизору программы о Ванге.
Интересно, чего ждали зрители от сериала "Вангелия"? Архивов и предсказаний сериал как жанр не открывает. Новых подробностей о частной жизни Ванги? Или ее трактовку в сериальной оболочке? Рейтинги не дают ответа на этот вопрос. Они, как обычно, говорят только об ожиданиях зрителей.
© Фото: Первый канал
"В сериале "Вангелия" главную роль по очереди исполняли пять актрис: в возрасте от 25 до 42 лет Вангу сыграла Ирина Рахманова"
"Вангелию" зрители ждали. Жизнь Ванги, с шестилетнего возраста и до самой смерти (а в сериале ее играют сразу пять актрис, где главная, конечно, Елена Яковлева, и Вангелии всех возрастов говорят здесь ее голосом), - благодатный материал. Для предсказательницы придумали пластический грим. А зрителям придумали мелодраматическую, детективную и мистическую линии. Ввели исторических персонажей: Гитлера, Сталина, Ельцина. Актеров под них загримировали. А еще, к примеру, Кирсан Илюмжинов и Сергей Медведев (тут он пресс-секретарь Ельцина и телепродюсер), в "Вангелии" играют сами себя. Медведев через предложение все время называет героиню "тетушка Ванга". Даже странно, что авторы этого сериала не перекинули исторический мостик в наши дни, не дошли до Владимира Путина, которого тоже как-то могли связать с предсказаниями Ванги. Но, возможно, в будущем такая тема как раз станет сценарной основой для нового сериала о знаменитой предсказательнице.
Про нынешнюю же "Вангелию" с точки зрения профессионального мастерства, особенно диалогов и работы режиссера - говорить не о чем. Про исторические трактовки - тоже неловко. "Клюквы" здесь предостаточно. Смотрите сами.
Впрочем, зрительское отношение находит себя в рейтингах: среди всех зрителей старше 18 лет первую и вторую серии "Вангелии" посмотрело почти пять с половиной миллионов человек (это официальные данные TNS Russia). Доля была от 25 до 29%. И снова в едином порыве и Москва, и остальная часть страны. Молодых зрителей Ванга объяснимо не волнует. Поколению от 14 до 24 в этом смысле ближе "Битва экстрасенсов" на ТНТ, хотя природа интереса примерно одна и та же. Так что, повторюсь, тема Ванги в российском эфире, похоже, неисчерпаема.
Мужчины от 25 до 54 лет к сериалу были равнодушны, здесь в фаворитах по-прежнему "Ментовские войны-7" на НТВ.
Главные зрители "Вангелии" на "Первом" - прежде всего, женщины от 25 до 54 лет и публика старше 55-ти. Здесь у первых серий ожидаемые доли в 30% и даже до 35%, с рейтингом, перешагивающим рубеж в 10%. Но это первые серии. Дальше показатели снижаются. Не радикально, но динамика идет по нисходящей. Что показательно. И этот результат обнадеживает. Зритель пока еще способен оценить реальное качество того, что ему предлагают под столь бомбардирующей раскруткой. Не всегда, но может.
После выходных рейтинги "Вангелии" стали еще чуть ниже: в среднем 19-21% доли аудитории. И, судя по всему, на таких показателях сериал примерно и закончится. Но в этом жанре - все равно пока рекорд.
Ванга как брэнд, безусловно, не исчерпала свой потенциал. Даже не сомневаюсь, что образ предсказательницы еще снова и снова ляжет в основу какого-нибудь телеформата. И спустя некоторое время опять обрушит рейтинги. От Ванги наши люди все время чего-то ждут. Может быть, лучшей доли? И главное, что ждут не только верные потребители телевизионной продукции, но и те, кто включает телевизор время от времени, а иногда и вовсе ради нее, Ванги. Иначе откуда было бы взяться таким высоким рейтингам?
Андрей Малахов бьет рекорды
Еще один фаворит-рекордсмен прошедшей недели - ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят". На три вечера растянули на "Первом канале", действительно, реальный эксклюзив - драматичную историю правнучки генсека ЦК КПСС Брежнева - Галины Филипповой (ее мать, Виктория Милаева, - дочка Галины Брежневой), которая несколько лет находилась в психиатрической клинике. И сейчас у нее нет ничего: ни прописки, ни квартиры, ни средств к существованию.
© Фото: Первый канал
Три вечера подряд в "Пусть говорят" рассказывали историю правнучки Брежнева - Галины, которая несколько лет провела в психиатрической больнице
И снова тот же феномен, что и с Вангой. Эти выпуски "Пусть говорят" (особенно первый) ожидаемо смотрели и обсуждали не только постоянные телезрители Андрея Малахова и аудитория "Первого канала". Цифры огромные. Особенно среди зрителей старше 55 лет. Именно люди старшего возраста хорошо понимают, кем был Брежнев, и тем интереснее для них было узнать, как же обошлась судьба с его правнучкой.
Первая часть - это в основном фильм-монолог Галины. Что-то рассказывает она сама, местами отвечает на вопросы, которые ей задают за кадром. Многократно показанные и повторенные за три вечера эпатирующие публику бытовые подробности ее жизни: как питалась на помойках, ночевала на улице или в подъездах… Несколько раз крупный план: как бреет почти лысую голову лезвием, как моет кружку в грязной воде. Но говорит Галина в кадре очень здраво, эмоционально, часто с юмором, и, что называется, держит эфир. Не материал, а мечта телевизионщика! Такая героиня с такой родословной! И еще совершенно шикарный фото- и видеоархив, который три вечера подряд неизменно повторялся в рамках программы "Пусть говорят": Галина с прадедушкой Леонидом Ильчем, прабабушкой Викторией Петровной, бабушкой, мамой, папой. Счастливое, обеспеченное детство, юность, близкие еще рядом…
Конечно, последовательность и внятность изложения этой трагичной истории порой оставляла желать лучшего. Редакторской руки программе явно не хватало, иногда просто катастрофически. Уж если получили в руки такой эксклюзив и явно долго его готовили, можно было быть тщательнее в подготовке деталей.
Второй и третий выпуск проходили в студии, там шло обсуждение увиденного с родственниками и непременными депутатами Госдумы. Сама Галина появилась в третьей программе. В студии она говорила уже меньше, чем в фильме, драматургически все это никак не закончилось, и фактически ушло в никуда. Что и понятно. Одно дело - исповедь правнучки Брежнева о том, как она оказалась в психиатрической больнице (это хотели узнать многие), другое - обсуждать и решать, что с ней потом будет, и где ей теперь жить (как правило, людей это всегда волнует уже меньше).
Впрочем, несмотря на все драматургические, редакторские и этические огрехи (хотя массовая публика вряд ли их замечает), каждый из трех выпусков "Пусть говорят", посвященный судьбе правнучки Брежнева, смотрели более пяти с половинной миллионов человек в стране! Это среди всех зрителей старше 18 лет.
РИА Новости