О манипуляциях часто говорят, им поддаются, в них подозревают и обвиняют. Поэтому начнем с определения: манипуляция в общении - это скрытое управление, принуждение, психологическое воздействие на собеседника, чтобы под влиянием эмоций он поступил так, как нужно манипулятору. При этом собеседник будет считать, что принял решение самостоятельно.
У манипулятора всегда есть 3 разные цели:
То, что предлагается сделать жертве (причем так, чтобы жертва считала, что это ее собственная цель).
То, чего хочет сам манипулятор, ради чего и затевается игра.
Сыграть так мастерски, чтобы жертва не догадалась о наличии цели номер два.
Надо заметить, что манипуляция сама по себе - это не всегда плохо, это просто скрытое управление. Иногда оно бывает даже полезным: например, родители нередко манипулируют ребенком, чтобы он добровольно и без скандала выполнил их требования.
Но хотя манипуляция - это скрытая форма воздействия и должна совершаться незаметно, у нее есть признаки, по которым можно ее обнаружить:
1. Первое и самое главное: практически во всех случаях, когда вами пытаются манипулировать, вы чувствуете неудобство, дискомфорт, свою вину.
2. Чаще всего перед собственно принуждением есть «подготовительная» часть (например, вас вдруг ни с того ни с сего начинают хвалить, объясняться в любви и вечной дружбе, высоко оценивать ваши профессиональные качества).
Тут нужно быть начеку - возможно, дальше последует просьба сделать что-то, чего вам совсем не хотелось бы. Но человек часто попадается на манипуляцию после похвалы: он начинает оправдывать «хорошее мнение» манипулятора о нем, и делает то, от чего отказался бы, если бы его так не хвалили. Конечно, из этого не следует, что любой комплимент - это уже манипуляция. Речь идет о неадекватной, излишней похвале без видимой на то причины.
Часто манипулятор бьет по нашим «слабым местам», вызывая чувство вины, долга, обиды, ревности, ненависти или страха. В любом случае его задача - выбить жертву из состояния эмоционального равновесия.
3. Ответственность за предлагаемое действие целиком ложится на вас.
4. Предлагаемое действие вам невыгодно.
5. Чаще всего на принятие решения у вас есть очень мало времени.
Резкая необъяснимая смена настроения собеседника - чаще всего это тоже манипуляция (обычно это называют скандальным характером): собеседник начинает плакать, рыдать, кричать или переходит на оскорбления. Не ожидающий этого человек на такое поведение может отреагировать уступкой - чего, собственно, и добивался манипулятор.
Высший пилотаж (и идеальный вариант для манипулятора) - когда жертва сама предлагает ему решение его проблемы. Пример: похвалы доброте и щедрости жертвы + красочный рассказ о безденежье и голодных детях = жертва сама предлагает дать денег в долг. Или восхищение профессиональными навыками жертвы + жалобы на необходимость поработать сверхурочно = добрая жертва сама предлагает остаться вечером и доделать работу манипулятора.
Кроме того, надо быть начеку, если собеседник преувеличивает важность своей просьбы. Например, говорит, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаб: из квартиры выселят, с работы уволят и тому подобное.
Конечно, надо отличать манипуляцию от убеждения и просьбы. Если собеседник обращается только к вашему разуму, а чувства не затрагиваются - то это уже не манипуляция, а просто убеждение, и это честно по отношению к партнеру. А чтобы отделить манипуляцию от просьбы, достаточно уточнить: «а что тебе мешает сделать это самому?».
Кто же чаще всего попадается на удочки манипуляторов? Особенно страдают добрые люди, способные к сопереживанию: окружающие играют на их чувствах вины, жалости, тревожности, благодарности, совестливости, желании помочь. Также часто поддаются манипуляции зависимые личности: манипуляторы цепляют их за крючки жадности, любопытства, страха, играют на потребности в похвале или чувстве неполноценности.
(Продолжение следует)
Иван Арцишевский
©