Россияне - те, у кого осталась хоть какая-то работа и деньги - смирились с тем, что заграничных курортов в этом году им не видать. Границы на замке, коронавирус продолжает собирать страшную жатву… Русские люди терпеливые и не гордые, и на даче посидят, если надо.
И как гром среди ясного неба прозвучало решение правительства эти самые границы слегка приоткрыть. Но не для всех, а для обладателей двойного гражданства и вида на жительство в других странах. Воспользуются ли чиновники и бизнесмены внезапно открывшимся окошком, чтобы бросить Родину и свалить на свои виллы? И стоит ли пускать их обратно?
29 апреля российское правительство опубликовало указ, в соответствии с которым люди с двойным гражданством или видом на жительство могут покинуть Россию. До этого момента из страны можно было уехать лишь иностранцам. К обладателям двух паспортов власти относились по умолчанию как к россиянам, а значит - сидите-ка дома.
Видимо, в преддверии майских праздников премьера Михаила Мишустина, что называется, допекли. Что же - зря вся наша элита с таким усердием обустраивала свои загородные виллы на Лазурном берегу, чтобы самоизолироваться вот с «этими» - то бишь, с нами, с простыми россиянами? Вот уж нет! Отпусти, Миша, на дачку! Нет больше сил терпеть!
Отпустил.
И как-то теплее стало на душе.
Летите, родимые, на свои виллы. Изолируйтесь с бокалом шампанского Cristal, да выпейте там за скорейшее окончание эпидемии. И за здоровье граждан той страны, которую вы на самом деле считаете Родиной.
Остается два вопроса. Первый - как именно наша элита будет добираться до своих резиденций. Вопрос большой, и, как кажется, стоит отдельной публикации: это для простых смертных самолеты не летают. А для кого надо - летают. Там не примут, говорите? Еще как примут. Деньги всем нужны.
И второй вопрос, который даже важнее первого. Пустят ли их обратно.
Законопроект, подписанный Мишустиным, не так прост, как кажется. Там есть слово, которое определяет все:
…граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, для однократного выезда из Российской Федерации к месту постоянного проживания
Эстонские СМИ, например, преподносят разрешение на выезд как большую дипломатическую победу маленькой и гордой прибалтийской страны. И рассказывают историю о жителе Нарвы Ростиславе, чьи дети застряли в российской деревне. На их беду, у них было российское гражданство, а значит, через границу их не пропускали. Но теперь, благодаря указу российского правительства, правовой вакуум устранен, семья воссоединится, ужас заточения в российской деревне позади, слезы умиления, занавес.
Допускаем, что таких семей действительно не одна, и даже не две. Мы давно привыкли к миру без границ, где муж - в Италии, бабушка - в Вологде… но нас куда больше интересуют совсем другие семьи.
Где к разбросанным по планете родственникам добавляются виллы, счета, офшоры и прочие радости глобального мира. Кто первым делом с радостью нырнет во внезапно образовавшуюся лазейку - нетрудно догадаться.
Остановит ли нашу элиту слово «однократно»? Наверное, решат, что лучше свалить, провести летние каникулы в «цивилизованной обстановке», а там, глядишь, к осенней сессии Госдумы снова уговорят правительство пойти навстречу и разрешить вернуться: сроки окончания разрешения в указе Мишустина, к слову, не указаны.
Или, быть может, для многих это последний шанс наконец-то навсегда свалить из страны перед тем, как Россию прикроют под шумок. Такое предположение уже высказывала Валентина Матвиенко - не в открытую, конечно. Но посоветовала до конца года забыть о поездках за границу. Один год - это же ведь не трагедия, считает спикер Совфеда
А еще было неосторожное высказывание официального представителя МИД Марии Захаровой - про то, что «раньше это [путешествия] было доступно, не скажем элите, но определенному классу людей и туристу, которые имели на это возможности». СМИ с радостью подхватили эту фразу, Захаровой пришлось пояснять, что она совсем не это имела в виду, но было поздно.
Добавьте к этим звоночкам планы по обеспечению автономности Рунета. По тотальному контролю всего и вся, начиная от покупок и заканчивая перемещениями.
И не забывать, что Россию ожидают очень непростые времена. Экономические последствия эпидемии уже подрывают привычный уклад жизни. И речь не только о зарубежном отдыхе. Вслед за экономическими потрясениями придут тяжелые социальные последствия, и вот тогда мало не покажется никому.
Для восстановления страны - если ее, конечно, ее и правда собираются восстанавливать - нужны деньги, много денег. Делиться хотят не все - да и как делиться, когда на испанской даче ремонт в бассейне не доделан? О национализации всего и вся говорят давно, но теперь наконец-то появился реальный шанс разобраться с активами, в первую очередь из 90-х годов - у кого они еще тут остались, пока хозяева на «дачах» и не смогут вернуться. А от прочих, у кого деньжата давно не тут - просто избавиться, как от балласта в виде бюджетососов.
Красиво звучит, скажут одни. Слишком красиво, чтобы быть правдой, скажут другие.
Как бы там ни было, сториз Instagram сделают свою работу - и любезно сохранят для памяти поколений кто, как и где провел это лето. Так что летите, родимые, летите.
А осенью мы сядем, подведем итоги и как следует подумаем. Так ведь, Михаил Владимирович?
©
#Перспектива, #яостаюсьдома