Президент Путин боролся с коррупцией на протяжении всего своего президентства. Он получил большое вдохновение в этом от Китая, известного своими показательными процессами и громкими казнями как мелких мошенников, так и высокопоставленных чиновников, пойманных на взятках.
Успех
Во многих отношениях Путин добился успеха. Мелкое ограбление простолюдинов со стороны государственных чиновников многих уровней, столь привычное всего 15-20 лет назад, утихло. В наши дни могут пройти месяцы и годы между ситуациями, когда мне нужно сделать «подарок родине», как мы иногда называем взятки. Процесс сбора справок значительно оцифрован и упрощен, что оставляет меньше возможностей для поиска пищи голодными госслужащими.
Игра на повышение
Юридическая смекалка также значительно возросла с обеих сторон сцены взяточничества. Все меньше госслужащих пытаются сбить тебя с толку, полагаясь на твой «страх мундира». Автовладельцы научились огрызаться на вымогателей в форме ГИБДД, декламируя длинные пассажи из их должностных инструкций и правил дорожного движения. Интернет-эпоха с мобильными камерами породила вечный страх взяточника быть записанным и подслушанным.
Перемена обстановки
И все же Россия в целом остается одной из самых коррумпированных стран в списке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее рейтинг за 2018 год ставит нас гораздо ниже среднего уровня приличия. Мы даже ниже, чем Украина-дезорганизованная страна, которую трудно обойти по уровню растрат, взяток и воровства.
Как мы можем примирить очевидные успехи Путина с этим фактом? Один из способов - видеть во всех этих рейтингах провление типичной русофобии. «Они все ненавидят нас, потому что мы черные… то бишь русские!»
Вертикаль власти
Более адекватное объяснение заключается в том, что наше определение коррупции несколько отличается от принятого на Западе. Податное или «взяточное» налогообложение порождает миллиарды и миллиарды в нашей экономике. Это признанный элемент нашей культуры и истинный клей, который удерживает вместе вечно воюющие стаи конкурирующих государственно-олигархических кланов. Выведение его из уравнения просто разрушит глубоко укоренившиеся культурные модели и не принесет ничего, кроме хаоса и социального паралича.
«Делиться - значит уважать», - это центральный элемент нашей системы ценностей, независимо от того, являетесь ли вы государственным служащим или нет. Вас не поймут, если вы, как правительственный чиновник, не покажете свою признательность тем, кто выше вас по служебной лестнице, кто жалует вам зарплату (жалование) и защищает вас от капризов бюрократической судьбы.
Путинский путь
Большим вкладом в это дело Путина стало его стремление навязать «вертикаль власти» всей стране. Это очень сложная задача при капитализме, когда экономическая власть, в отличие от советской, расходится или должны расходится горизонтально. Коррупция при Путине приняла классическую российскую тяжелую форму, когда Кремль контролирует всех, кто делает что-либо, создающее значительную ценность, и решает, кому позволено сколько держать.
За последние два десятилетия мы избавились от плохо организованной преступности и неорганизованного взяточничества. Правящие государственно-олигархические кланы не хотят, чтобы маленькие колесики и винтики в их бюрократической машине сидели на потоках доходов, о которых они ничего не знают. Такого рода коррупция порождает раздражение и недовольство среди массы простолюдинов.
Путин придумал, как обуздать эту плохо организованную стихию. За это мы его очень любим.
Борьба Путина с коррупцией была системной и всеобъемлющей. Вот некоторые из ее пунктов:
- Четкое определение приоритетов и отказ от огульного подхода к борьбе с преступностью.
- Пусть конкурирующие олигархические кланы палят друг в друга, помогая сохранению равновесия, под лозунгом громких «антикоррупционных дел».
- Наказывать группы и отдельных лиц, которые пытаются присвоить ценности, непропорциональные их месту в иерархии («Не по чину берешь!»).
- Использование антикоррупционных мер для выбивания нежелательных претендентов на руководящие должности, «несистемной оппозиции» и «иностранных агентов».
Общий подход Путина к этому делу можно сформулировать так: «Коррупция должна укреплять российскую государственность, а не ослаблять ее».
По материалам Our World
©
#Перспектива