Политическая весна после долгой, суровой зимы медведевского правления началась с чего-то загадочного и неясного, свершающегося в тумане. Самого её начала ничто не предвещало: о грядущей отставке не знало даже правительство, которое, согласно многим источником, оказалось шокировано новостью.
Поговаривали даже, что уход Медведева стал спонтанным решением, результатом вспышки путинского гнева на заседании после послания Федсобранию. Либеральная оппозиция и сейчас полагает, что глава государства сам не понимает, что делает, лишь смутно представляя себе контуры будущей политической повестки.
Однако события последних дней указывают, что план у Путина всё-таки был задолго до января 2020- го. Стали уже известны конкретные сроки голосования по изменениям в Конституцию, и случился ряд кадровых изменений, которые невозможны без серьёзной подготовки, поиска кандидатов на важные места и так далее.
По характеру начавшейся кадровой чистки постепенно становится ясен и вектор путинского обновления. Судя по всему, Путин нацелен на некое очищение, скорее декоративное, кадрового аппарата. Кроме ошельмованного Навальным на всю страну Медведева, из правительства уходят одиозные Голодец и Мутко.
Следом стало известно о ещё более громкой отставке - генпрокурора Чайки, "каменной задницы" путинского кабинета министров, которому, казалось, суждено встретить на прокурорском посту маразм и деменцию. На смену этим деятелям приходят люди, слабо знакомые широкой публике, не успевшие набрать коррупционного багажа. Таков и сам Мишустин, и, к примеру, новый генпрокурор Краснов. Чистка, возможно, продолжится и в регионах: так внезапный отпуск Кадырова связывают с его последующей отставкой и назначением на незначащую должность полпреда в арабских странах. Чечня же будет переформатирована по дагестанскому варианту, где власть получил силовик Васильев.
Похоже, Путин накануне конституционной реформы, которая должна закрепить за ним пожизненную роль вождя, решил избавиться от старого кадрового багажа, явиться пред изумлённым народом эдаким обновлённым Фениксом. Но с этим есть несколько проблем. Первая - сам Путин, за которым также тянется известный коррупционный шлейф - начиная с ролдугинских миллиардов и кончая странными карьерами дочерей и геленджикским дворцом. Вторая - то окружение, что вместе с утратой административного ресурса лишится и заработанного на госпостах имущества. Ещё не засохнут, к примеру, чернила под указом об отставке Чайки, а к бизнесу его сыновей появится множество претензий. Примеров того, как это происходит на практике, множество, в частности, достаточно посмотреть как уже начали словно грушу трясти ту же Батурину после смерти ее мужа Лужкова.
Понятно, что всё это не добавит стабильности изрядно постаревшему госаппарату, который хочет не постоянной смены правил игры в угоду амбициям вождя, а укоренения устоявшихся парадигм. В первую очередь - связанных с защитой прав собственности на уворованное имущество. Может получится и так, что в ходе конституционной реформы Путина действительно начнётся демократизация политпространства - но не по его сценарию, а за счёт ухода в оппозицию старой гвардии, всё ещё сохраняющей влияние. На фоне падения рейтингов главы государства эта возможность не кажется такой уж мифической.
Так или иначе ясно одно - народу России все эти перестановки, отставки, переформатирования не принесут ничего. Революции сверху всегда отличал налёт неестественности, зряшности, декоративности. Мы давно знаем эту структуру, этого президента и этот чиновничий аппарат, чтобы понимать его настоящие цели, мало общего имеющие с благополучием общества...
©
#Перспектива